Социальные технологии государственного управления – это концептуальный подход к организации публичного управления, опосредующий систему методов, средств и инструментов, используемых для оказания целенаправленного воздействия на социальные процессы и жизнедеятельность населения конкретной территории для обеспечения максимального социально полезного эффекта при минимизации используемых бюджетных ресурсов.
Значение социальных технологий государственного управления
Сегодня теорией и практикой публичного управления активно разрабатываются новые технологии, способные наиболее полно удовлетворить социальные запросы современного общества через модернизацию государственного механизма и государственной службы.
Государственное управление на современном этапе может быть охарактеризовано, как деятельность должностных лиц и органов государственного управления, направленная на решение социально значимых задач посредством применения принципов, методов, приемов, инструментов и мероприятий, которые позволяют максимально эффективно использовать ресурсы при получении максимального социально полезного эффекта.
Современные демократические государства, в том числе и Россия, ориентированы на обеспечение благосостояния населения, что, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:
- формирование эффективной социальной инфраструктуры;
- обеспечение стабильности экономики;
- обеспечение эффективного развития территорий в социально-экономическом плане; обеспечение экологической безопасности и др.
Очевидно, что решение указанных социально значимых задач может обеспечиваться только посредством системного подхода, стратегического планирования, ориентации управления на максимально эффективный результат. Указанное актуализирует включение в систему публичного управления социальных технологий.
Управление посредством использования социальных технологий может быть охарактеризовано как целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью обеспечения в долгосрочной перспективе эффективного социально-экономического развития государства и удовлетворения потребностей населения государства.
Иными словами, социальные технологии концентрируются на:
- повышении эффективности государственного управления;
- использовании научно и практически обоснованных подходов к планированию управленческого воздействия в долгосрочной перспективе;
- реализации системного управленческого воздействия посредством увязки ресурсов государства с социально значимыми целями и задачами, посредством разработки и утверждения стратегий, планов, целевых программ.
Содержание и сущностные признаки социальных технологий государственного управления
Содержание социальных технологий государственного управления определяется двумя формами их реализации: социальные технологии выступают:
- как инструмент воздействия на общественные отношения;
- как непосредственная управленческая деятельность по реализации таких технологий, то есть по реализации стратегий, программ, планов, проектов.
В качестве основных признаков социальных технологий государственного управления можно выделить следующие:
Использование социальных технологий в государственном управлении предполагает разграничение управленческой деятельности на соответствующие этапы и отдельные операции. Это, с одной стороны, предполагает структурирование всякого управленческого процесса, с другой, закрепление требований к организации и осуществлению такого процесса в соответствующем стратегическом или программном документе. Так, использование социальных технологий для решения конкретной управленческой проблемы предполагает:
- исследование текущего состояния объекта управления;
- выявление управленческой проблемы, ее характеристика;
- установление факторов, оказывающих воздействие на управленческую проблему;
- определение объема и состава ресурсов, которые могут быть направлены на решение проблемы;
- разработка научно и практически обоснованного прогнозирования развития объекта управления;
- разработка методов, инструментов, мероприятий преодоления управленческой проблемы, определения ответственных субъектов за реализацию таких мероприятий, установление сроков реализации таких мероприятий, инструментов контроля и оценки эффективности реализации таких мероприятий;
Поэтапная реализация управленческого решения в рамках использования социальной технологии. Прогнозирование и планирование управленческой деятельности предполагает определение и регламентацию процедуры достижения социально полезного результата. Это не требует от субъекта следования жестким жестко установленным требованиям, напротив, субъекту предоставляется набор инструментов для реализации мероприятий управленческого воздействия и возможность корректировки таких мероприятий исходя из их эффективности.
Классификация социальных технологий государственного управления
Теорией и практикой и публичного управления используются разнообразные социальные технологии, которые могут быть сгруппированы по следующим основаниям:
В зависимости от содержания решаемой управленческой проблемы социальные технологии делятся на:
- технологии универсального характера;
- технологии специального (частного) характера;
В зависимости от уровня государственного управления, на котором используются социальные технологии:
- федеральные социальные технологии;
- региональные социальные технологии;
- муниципальные социальные технологии;
В зависимости от характера разрешаемых управленческих проблем социальные технологии делятся на:
- функциональные, которые обеспечивают эффективное функционирование конкретной сферы публичного управления;
- инновационные, которые обеспечивают модернизацию конкретной сферы публичного управления;
- координационные технологии, которые обеспечивают координацию интересов различных субъектов для эффективного решения задач государственного управления др.