Программа реновации российских городов – это направление развития городов, выражающееся в замене ветхого и аварийного жилья новостройками посредством перемещения части населения из одних районов города в другие районы.
Сущность программы реновации (регенерации) в городах
Одной из проблем российского общества является высокий уровень изношенности многоквартирных домов. Статистика свидетельствует, что около половины многоквартирных домов России построены более 50 лет назад. Количество квартир, непригодных для проживания, увеличивается ежедневно. В связи с этим в 2020 году было осуществлено принятие закона о комплексном развитии территорий. Этот закон был направлен на ускорение расселения населения из ветхого и аварийного жилья в новостройки, а также обеспечение комфортности городской среды. Переселенцы в соответствии с программой должны получить равноценное жилье или адекватную денежную компенсацию.
До разработки программы реновации осуществлялись попытки реализации национальных проектов, к числу которых можно отнести проект «Жилье и городская среда». В соответствии с этим национальным проектом планировалось к 2030 году осуществить улучшение жилищных условий 5 млн российских семей на ежегодной основе и обеспечить рост объема жилищного строительства на уровне показателя 120 млн м² в год. Программа также ставит задачу повышения индекса качества городской среды в полтора раза. Выход на необходимые показатели требует строительства более 1 млрд квадратных метров жилья, что составляет 26 % от общего объема жилищного фонда в России.
При этом специалисты отмечают, что средств, собираемых с населения на капитальный ремонт домов, недостаточно для решения проблемы аварийности, поскольку в большинстве случаев требуется полная реконструкция многоквартирного дома, а не проведение его ремонта.
Принятие закона о комплексном развитии территорий позволило региональным властям получить полномочия и инструменты, обеспечивающие им самостоятельное или подкрепленное внебюджетными источниками осуществление обновления городской застройки с учетом соблюдения жилищных и других прав населения.
Принятие закона о комплексном развитии территорий стало причиной изменения Жилищного и Градостроительного кодексов, некоторых федеральных законов, в соответствии с которыми региональные власти получили возможность принимать решения относительно зон комплексного развития территорий и обеспечить опережающие темпы решения проблем аварийного и ветхого жилья. Региональные власти получили право утверждения адресных программ сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения населения. Эти меры призваны обеспечить возможность для населения Российской Федерации осуществить смену старого и некомфортного жилья без долгого ожидания признания его ветхого или аварийного статуса. При наличии согласия собственников и веских причин для сноса региональные власти могут демонтировать дом, даже если он не имеет аварийного статуса.
Согласие населения на осуществление такого сноса требует положительного мнения 2/3 собственников квартир. Голосом наделяются как представители государственного или муниципального собственника, так и наниматели по договорам социального найма.
Социальные эффекты реновации городов
Проведение программ реновации городов осуществляется в контексте закрепления основных гарантий жилищных и других прав населения при принятии решения относительно комплексного развития территорий.
Реализация программы реновации или регенерации российских городов направлена на получение мультипликативного эффекта, который будет выражен в следующих социальных аспектах:
- во-первых, население будет обеспечено новым и качественным жильем;
- во-вторых, комплексная застройка изменит облик городов;
- в-третьих, произойдет качественное обновление городской среды;
- в-четвертых, будут созданы новые рабочие места.
Реновация городов должна обеспечить сбалансированность развития городской среды и территорий. Программа реновации предусматривает строительство не только жилых домов, но и необходимой инфраструктуры в виде поликлиник, школ, иных объектов. Планируется не только реорганизация промышленных зон городов, но и объектов социально-культурного назначения, парковок, дорог.
Программа реновации городов обеспечивает развитие депрессивных городских территорий. Под строительство используются незадействованные промышленные зоны, жилые кварталы, признанные ветхими, заброшенные земельные участки. Комплексное развитие территорий обеспечивает вовлечение этих площадок в жизнь города, формируя налоговую базу и новые рабочие места.
Также к числу положительных социальных эффектов реновации городских территорий можно отнести поддержку строительной отрасли. Программа реновации обеспечивает стабильность спроса на жилье, за счет чего застройщики получают стабильное будущее. Также программа реновации обеспечивает строителей необходимыми участками, выделяемыми городскими властями для новостроек.
При этом необходимо отметить, что положительные аспекты реализации программы реновации российских городов не всегда компенсируют достигаемые негативные социальные эффекты. К числу таких социальных эффектов может отнести недовольство жителей отдельных городов переселением в другие менее значимые для них районы. В частности, многие жители города Москвы выразили свое недовольство переселением из центра города на окраины городской территории. В этом случае полученные эффекты от нового жилья не перекрывают преимущества проживания в центре столицы Российской Федерации.
Реализация программы реновации требует жесткого контроля со стороны властей, с тем чтобы исключить возможность злоупотребления, выражающегося в обесценивании собственности жильцов за счет их переселения в дешевые отдаленные кварталы. Власти должны обеспечивать сопоставимость сносимого жилья не только в плане стоимости, но и в плане удобства.