Социально-экономические меры противодействия коррупции
Меры противодействия коррупции основывается на следующих принципах:
- во-первых, принцип законности, предусматривающий запрет на осуществление коррупционных действий и ответственность за их осуществление;
- во-вторых, принцип открытости и публичности действий органов государственного и муниципального управления, предполагающий прозрачность действий государственных и муниципальных служащих, исключающих возможность осуществление коррупционных действий;
- в-третьих, принцип признания, обеспечения и защиты основных общечеловеческих и общегражданских свобод и прав;
- в-четвертых, принцип неотвратимости ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера;
- в-пятых, принцип комплексного использования организационных, политических, социально-экономических, информационно-пропагандистских, специальных, правовых и прочих мер противодействия коррупции;
- в-шестых, принцип приоритетности в применении мер, направленных на предупреждение коррупции;
- в-седьмых, принцип сотрудничества государств с международными организациями, общественными институтами и физическими лицами при осуществлении деятельности по противодействию коррупции.
Содержание мер профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе
Помимо противодействия коррупции осуществляется также профилактика коррупции на государственной и муниципальной службе. К мерам профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе относятся следующие меры:
- формирование в общественном сознании нетерпимости к поведению коррупционного характера;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов этих актов;
- ежеквартальное рассмотрение органами власти правоприменительной практики по отношению к ранее принятым нормативным актам с целью разработки мер, направленных на предупреждение и устранение причин нарушений, выявленных в отношении принятых нормативных актов;
- объявление квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной и муниципальной службы, проведение проверки сведений, предоставляемых претендентами;
- признание основанием для освобождения от должности государственной или муниципальной службы факта не предоставления сведений о доходах и расходах, а также имуществе государственного или муниципального служащего, включая заведомо ложное или неполное предоставление сведений;
- внедрение в кадровую работу органов государственной и муниципальной власти правила, согласно которому исполнение государственных или муниципальных обязанностей на протяжении длительного времени с безупречностью и эффективностью должно учитываться при продвижении по карьерной лестнице, присвоение званий, чинов, рангов или при поощрении;
- развитие контроля общественного и парламентского характера за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Характеристика социально экономических мер противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
Социально-экономические меры противодействия коррупции направлены на формирование таких условий, которые будут способствовать развитию страны в социально-экономическом плане, и исключат саму возможность осуществления коррупционных действий.
На первом месте среди социально-экономических мер противодействия коррупции находится обеспечение экономического роста, способствующее увеличению валового внутреннего продукта и за счет этого создающие условия для обеспечения интересов российских производителей и потребителей. В этих условиях чиновники утрачивают возможность чинить препятствия производителям и потребителям товаров и услуг, которые минимально прибегает к получению государственных и муниципальных услуг.
Социально-экономические меры противодействия коррупции призваны упорядочивать ход экономических процессов.
Одной из важнейших социально-экономических мер противодействия коррупции является формирование благоприятных условий для развития конкуренции. Эта мера включает в себя следующие мероприятия:
- во-первых, сужение дискреционных полномочий государственных и муниципальных служащих в сфере сертификации, аккредитации, лицензирования, регистрация и иной разрешительной деятельности от имени органов государственного и муниципального управления;
- во-вторых, сведение оценочных действий государственных и муниципальных служащих к техническим функциям;
- в-третьих, введение регистрации предпринимателей на уведомительной, а не разрешительной основе;
- в-четвертых, введение принципа «одного окна», сосредотачивающего все инстанции в одном месте;
- в-пятых, обеспечение прозрачности процедуры выделения преференций и льгот участникам экономических отношений, организация строгого контроля действий чиновников в этой сфере.
Также можно отметить следующие меры социально-экономического противодействия коррупции:
- во-первых, обеспечение роста уровня заработной платы государственных и муниципальных служащих, с одной стороны, заставляющее государственных и муниципальных служащих дорожить своей работой, с другой стороны, обеспечивающих привлекательность этой работы и повышение конкуренции за ее получение;
- во-вторых, ужесточение системы штрафов и иных санкций в отношении государственных и муниципальных служащих, совершивших противоправные коррупционные действия.