Система принятия решений в государственном и муниципальном управлении – это совокупность механизмов, обеспечивающих реализацию основных функций управленческого процесса в виде планирования, организации, мотивации и контроля.
Ответственность за принятие решений в государственном и муниципальном управлении возлагается на должностных лиц и органы государственного муниципального управления.
Государственные муниципальные управленческие решения оказывают воздействие на эффективность и качество всех протекающих в стране процессов.
Характеристика решений, принимаемых в государственном и муниципальном управлении
Решения, принимаемые в системе государственного и муниципального управления, неизбежно связаны с интересами государства, региона или муниципального образования в социальном, экономическом, организационном, правовом и технологическом смысле.
Социальная сущность решения в государственном и муниципальном управлении выражается в механизме управления государственными и муниципальными служащими за счет различных способов воздействия на население для обеспечения согласованности его действий. Организация населения на достижение целей социально-экономического развития государства, его частей, требует от чиновников четкого представления относительно интересов, потребностей, стимулов, мотивов, установок, ценностей, тревог и опасений граждан.
Экономическая сущность решений в государственном и муниципальном управлении состоит в необходимости финансового, материального, временного и иного обеспечения их разработки и реализации. Для каждого решения в государственном и муниципальном управлении определяется его реальная стоимость, которая выражается в способности решений приносить экономические или иные эффекты в процессе их реализации. Процесс принятия решений в государственном и муниципальном управлении должен ориентироваться на оценку материальной заинтересованности всех субъектов, привлеченных к разработке и реализации управленческих решений таких уровней.
Организационная сущность решений в государственном муниципальном управлении подразумевает участие в разработке и реализации решений государственных и муниципальных служащих. Организация эффективного процесса принятия решений в государственном и муниципальном управлении требует формирования работоспособного коллектива, разработки должностных инструкций и положений, наделения сотрудников обязанностями, полномочиями и ответственностью, постоянной координации работы.
Правовая сущность решений в государственном и муниципальном управлении является проявлением точности соблюдения норм права в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Нарушения законодательства при разработке и реализации решений в государственном и муниципальном управлении являются основанием для отмены управленческого решения, в том числе через суд. Нарушения такого рода отрицательно влияют на весь процесс принятия управленческих решений и могут стать причиной финансовых потерь и необоснованных затрат ресурсов.
Технологическая сущность решений в государственном муниципальном управлении состоит в наличии возможности обеспечения государственных и муниципальных служащих требуемыми для принятия и реализации управленческих решений средствами технического, информационного, коммуникационного и иного характера.
Этапы функционирования системы принятия решений в государственном муниципальном управлении
Система принятия решений в государственном и муниципальном управлении является достаточно сложным механизмом, требующим ответственного подхода к его работе.
Процесс принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении можно разделить на четыре основных фазы:
- во-первых, возникновение проблемы, для устранения которой принимается управленческое решение;
- во-вторых, формулировка и проведение анализа проблемы, требующей принятия управленческого решения;
- в-третьих, принятие управленческого решения;
- в-четвертых, обеспечение исполнения управленческого решения.
Методы принятия государственных и муниципальных управленческих решений
Одним из наиболее значимых элементов системы принятия решений в государственном и муниципальном управлении являются методы принятия таких решений, под которыми понимается совокупность практических и умственных операций, используемых в ходе государственного и муниципального управления для выявления проблемы, определения цели, сбора информации, выработки вариантов решений, определения оптимального решения и организации процесса исполнения этого решения.
Методы принятия решений в государственном и муниципальном управлении классифицируются по нескольким основаниям, в том числе:
В соответствии с объемом охвата процесса выработки управленческого решения методы делятся на две группы:
- во-первых, общие методы, то есть те, которые охватывают любые этапы процесса принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении;
- во-вторых, локальные методы, то есть те, которые применяются на конкретных этапах процесса принятия управленческих решений. Локальные методы принятия управленческих решений в государственном муниципальном управлении делятся на формальные и неформальные. В первом случае речь идет о таких методах как системный анализ или линейное программирование, во втором – об интуиции, рефлексии, принятии решений на основе жизненного или управленческого опыта;
В соответствии со способами принятия решений в государственном муниципальном управлении различают две группы методов:
- во-первых, индивидуальные;
- во-вторых, групповые или коллективные.
Специфика применения методов принятия решений в государственном муниципальном управлении зависит от того, на разрешение какой именно проблемы направлено это решение.