Система стратегического планирования и прогнозирования в России – это направление внутренней политики и комплекс принципов, методов и инструментов управления развитием муниципальных и региональных российских территорий и государства в целом, предполагающий увязку целей и задач развития в долгосрочной перспективе с ресурсами, имеющимися для их достижения, с учетом закономерностей развития территории как объекта управления.
Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования и прогнозирования в России
Основы правового регулирования стратегического планирования и прогнозирования в России определяются специальным федеральным законодательством, которое регулирует:
- общественные отношения, складывающиеся между субъектами стратегического планирования и прогнозирования в процессе постановки целей, разработки прогнозов, планирования и организационного обеспечения социально-экономического развития государства в целом, региональных территорий, территорий муниципалитетов, а также отдельных секторов экономики или отдельных областей публичного управления;
- общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности;
- контрольные мероприятия в отношении реализации стратегических документов развития соответствующих территорий.
Кроме того, названным специальным законодательством закреплен категорийный аппарат, используемый в целях стратегического планирования и прогнозирования развития территорий, отдельных секторов экономики, обеспечения национальной безопасности.
Значение системы стратегического планирования и прогнозирования в России
Значение системы стратегического планирования и прогнозирования в России определяется тем обстоятельством, что местные и региональные территории, образующие Российское государство, характеризуются определенными различиями в социальном, экономическом, демографическом, историко-культурном состоянии, что требует разработки и реализации специальных подходов к их развитию.
При этом для эффективного стратегического планирования и прогнозирования развития территорий требуются организационное и метрологическое обеспечение указанных процессов:
- прежде всего необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между федеральным, региональным и местным уровнями публичного управления в определении стратегических целей и задач развития, инструментов и ресурсов достижения таких целей и задач;
- также необходимо наладить взаимодействие между институтами публичного управления и представителями бизнеса, общественными объединениями, в том числе для привлечения специалистов из частной сферы для внедрения новых управленческих технологий в систему публичного управления.
Задачи системы стратегического планирования и прогнозирования в России
Система стратегического планирования и прогнозирования в России учреждается и функционирует для решения следующих задач:
- обеспечение взаимодействия систем государственного и муниципального управления для обеспечения стратегического развития;
- установление внутренних и внешних закономерностей, факторов, потенциала социально-экономического развития государства в целом, региональных и муниципальных территорий, отдельных секторов экономики и отдельных областей публичного направления, а также обеспечения безопасности страны;
- установление приоритетных направлений внутренней социальной и экономической политики, определение целей и задач развития государства в социально-экономическом плане, а также развития в социально-экономическом плане региональных и муниципальных территорий, отдельных секторов экономики, отдельных областей публичного управления, а также обеспечения безопасности страны;
- определение наиболее эффективных методов и инструментов достижения целей и задач социально-экономического развития государства, региональных и муниципальных территорий, а также обеспечения безопасности страны, которые бы позволили достичь максимальных результатов при минимальном использовании ресурсов;
- разработка и реализация системы мероприятий, которая обеспечит достижение целей и задач социально-экономического развития страны, региональных и муниципальных территорий, а также безопасность страны;
- установление ресурсного обеспечения целей и задач социально-экономического развития государства, муниципальных и региональных территорий, а также безопасности страны;
- согласование деятельности субъектов стратегического прогнозирования и планирования, которая предусмотрена разработанными и утвержденными стратегическими документами для развития федеральной, региональных и местных территорий и для обеспечения безопасности страны;
- реализация контрольных мероприятий в отношении эффективности разработки и реализации стратегических документов развития и др.
Этапы стратегического планирования и прогнозирования в России
Поскольку процессы стратегического планирования и прогнозирования в России опосредуют разработку и реализацию стратегических документов в отношении публично-правовых образований разного уровня, необходимо обеспечить эффективную последовательность действий при постановке целей и задач стратегического развития.
Отсюда процесс стратегического планирования и прогнозирования в России представляет собой последовательную смену следующих этапов разработки и утверждения стратегических документов:
- разработка и утверждение общефедеральных стратегических документов – стратегией, доктрин развития, основных направлений политики в конкретной сфере, дорожных карт и пр.;
- разработка и утверждение стратегических документов в конкретном секторе публичного управления – концепций, целевых программ и пр.;
- разработка и утверждение региональных стратегических документов – региональных целевых программ, региональных стратегий развития и пр.;
- разработка и утверждение муниципальных стратегических документов – муниципальных стратегий развития, муниципальных долгосрочных планов развития, градостроительных планов и пр.