Система регионального управления – это особый порядок государственного управления крупными административно-территориальными единицами, входящими в состав государства, в соответствии с историческими, географическими и иными особенностями развития государства.
Специфика регионального управления в зарубежных странах
Региональное управление в зарубежных странах различается в зависимости от определения приоритетных направлений развития регионов в соответствии с национальными задачами. В наиболее полной мере региональное управление развито в таких странах как Германия, Великобритания, Швеция, Франция и Соединенные Штаты Америки.
Сложившиеся в этих странах системы регионального управления функционируют в соответствии со следующими теориями: размещения, границ регионов и роста.
Теория размещения предусматривает распределение экономического потенциала на территории государства в соответствии с базовыми производственными факторами: мощностью предприятий, расстояния до потребителя, объемом и спецификой производимой и потребляемой продукции, величиной транспортных издержек и так далее. Помимо этого, к числу факторов постепенно добавились влияние обслуживающего сектора, динамические факторы и так далее.
В основе теории границ регионов находится возможность оптимального деления территории государства в соответствии с объемом реальных экономических связей регионов. Данная теория предусматривает поиск на основе статистических данных возможностей повышения потенциала регионов в сфере производства за счет экономически оптимального распределения ресурсов и продуктовых потоков.
Теория роста подразумевает наличие возможностей приумножения незначительных территориальных преимуществ отдельных регионов. Суть этой теории сводится к формированию определенных локальных ядер, вокруг которых действует мощная периферия.
Политика регионального управления получила свое развитие в XX веке. До этого подход к управлению регионами носил ситуационный характер.
Региональная политика зарубежных стран он может быть разделена на три вида:
- во-первых, регулятивная политика, суть которой состоит в главенствующей роли государства и централизованных ресурсов в управлении регионами. Ее применение характерно для унитарных государств, таких как Дания, Швеция, Япония, Франция;
- во-вторых, конкурентная политика, суть которой состоит в определении государством общих правил, сохранении экономической автономности регионов, обеспечивающей возможность развития собственных ресурсов, в том числе в ходе конкуренции между друг другом за счет переманивания специалистов, формирования благоприятных инвестиционных условий и прочего. Применение данного вида политики характерно для таких стран как Бразилия, Мексика, Швейцария, Бельгия, Австралия и так далее;
- в-третьих, смешанная политика, суть которой состоит в сочетании признаков, присущих конкурентной и регулятивной политике регионального управления. Данный вид политики применяется Италией, Индией, Испанией, Канадой, Великобританией и так далее.
Особенности помощи регионам, имеющим проблемы, в зарубежных странах
Практически все государства применяют ряд экономических мер для осуществления своей региональной политики. К числу таких мер относят:
- во-первых, меры по привлечению капиталов;
- во-вторых, меры поддержки проблемных регионов;
- в-третьих, предоставление субсидий регионам;
- в-четвертых, финансирование реализации социальных программ на региональном уровне;
- в-пятых, формирование национальных экономических планов и прочее.
Особое место в системе региональной политике зарубежных стран занимает оказание помощи регионам, имеющим проблемы.
Состав такой помощи проблемным регионам включает следующие меры:
Меры, реализуемые на федеральном уровне:
- во-первых, меры финансовой поддержки в виде предоставления субсидий, осуществления инвестиций в региональную экономику, предоставления льготных займов регионов, реализации мер налоговой политики;
- во-вторых, меры экономической поддержки в виде государственных закупок, приватизации государственных предприятий, приобретения акций частных организаций, размещения на территории региона государственных предприятий;
- в-третьих, меры внеэкономическое поддержки в виде запретов, лицензирования, разрешительной деятельности, сертифицирования продукции и услуг, реализации крупных и локальных целевых программ;
Меры, предусматривающие участие регионов в федеральной поддержке: суть этих мер сводится к определению локальных «точек роста» и «точек санации» (примером таких мер является закрытие предприятий, осуществляющих нерентабельной деятельность, санация и сохранение производства, отличающихся жизнеспособностью, инициация «точек роста», в качестве которых признаются зоны, наделенные потенциалом развития);
Меры международной помощи: в число этих мер относятся меры технической или инвестиционной поддержки проблемных регионов.
Япония является наиболее успешным примером применением метода планирования в отношении управления регионами. Региональное управление в этой стране характеризуется наличием противоположных тенденций: с одной стороны, территориям предоставляется большая самостоятельность, с другой стороны, в стране развито экономическое планирование в отношении территорий. Основы региональной политики управления в Японии составляет строгая иерархия взаимосвязанных планов национального и регионального развития. Планы носят индикативный характер, ориентированный на решение задач обеспечения роста производства, регулирования цен, сокращения безработицы.
Региональное управление в Евросоюзе основано на сокращении разрыва между экономическим развитием регионов. Главной задачей регионального управления в Евросоюзе является обеспечением всего населения данного союза равными условиями доступа к образованию, труду и услугам.