Система государственного управления в России в начале XIX века и место императора в ней
Система государственного управления в России в начале XIX века – это система монархического управления страной, подвергшаяся реформированию в результате вхождения на престол императора Александра I в 1801 году.
Март 1801 года характеризуется совершением в России последнего дворцового переворота. Заговорщиками из состава представителей высшей петербургской знати был убит российский император Павел I. Это позволило взойти на престол его старшему сыну Александру. Александру на тот момент было 23 года, он имел сложный и противоречивый характер, обусловленный наследственностью и условиями воспитания. С раннего детства по решению Екатерины II наследник престола был оторван от родной семьи, императрица лично осуществляла контроль его воспитания и образования. В результате маленький наследник научился лавировать между отцом и бабушкой, скрывать свои чувства и лукавить. С одной стороны, современники характеризовали его как мне искреннего и лицемерного государя, с другой – отмечали такие черты характера как очарование, приветливость, способность притягивать к себе людей.
Александр I получил разностороннее образование, достаточно передовое для его времени. Это привело его к пониманию в первые годы правления политического и экономического отставания страны от государств Европы. Император сознавал необходимость проведения модернизации государственного управления. Но с течением времени император отошел от принципов либерализма, стал очень консервативен и даже реакционен. Кроме того, существенное влияние на государственное управление в этот период оказала его глубокая религиозность.
Либерализм в системе государственного управления в России в начале XIX века
Сразу после вступления на престол Александр I не стал реализовать деспотическую политику. На внутриполитической арене первые его решения были направлены на исправление одиозных распоряжений отца, которые вызывали неприятие, как в сфере аристократии, так и в сфере всего русского общества.
Александр I осуждал деспотизм и самодурство своего отца, давал обещания о проведении политики Екатерины II. Это обеспечивало разумное сочетание его либеральных настроений и стремления к завоеванию популярности в обществе.
Александром I было осуществлено восстановление отмененных Павлом I Жалованных грамот для дворянства и городов, объявление широкой амнистии в отношении тех, кто подвергался преследованиям со стороны Павла I. Император установил разрешение в отношении свободного въезда и выезда за границу, позволил ввозить иностранные книги, отменил ограничения на торговлю с Англией, непопулярные регламентации бытовой жизни и общественного поведения. Все эти решения позволили Александру I прослыть либералом.
Начало царствования императора было ознаменовано обещаниями проведения реформ по наиболее существенным общественно-политическим вопросам. В 1801 году было осуществлено создание Непременного совета, который представлял собой орган совещательного характера при императоре из числа государственных деятелей екатерининской эпохи. При этом основная роль управленческого характера была возложена на Негласный комитет, состоящий из молодых друзей императора. Проекты этого комитета не привели к коренным преобразованиям, а позволили лишь слегка подновить «фасад» российского государства.
Реформирование государственного управления в России в начале XIX века
Государственные реформы, проведенные Петром I, утратили свою актуальность к началу XIX века, когда коллегии перестали функционировать в качестве главных органов исполнительной власти. Это стало причиной их замены на министерства в 1802 году. Эта мера привела к значительному усилению центральной исполнительной власти. Реформирование государственного управления завершилось процессом разграничения функций органов государственной власти. В стране утвердилась система отраслевого управления, коллегиальность сменилась единоначалием, министры поступили в прямую подчиненность императору, произошло усиление централизации и укрепление самодержавия. Этот период характеризуется быстрым формированием бюрократической прослойки, находящейся в полной зависимости от милости государя и получающей жалованье за свою службу. В первое время были утверждены следующие министерства: министерство военно-морских сил, министерство военно-сухопутных сил, министерство иностранных дел, министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство финансов, министерство коммерции, министерство народного просвещения. Таким образом, изначально насчитывалось 8 министерств, но в период с 1810 по 1811 годы реорганизация министерств существенно увеличила их количество, обеспечив еще большее разграничение функций. Совместное решение ряда вопросов привело к учреждению Комитета министров.
Еще одним направлением реформы 1802 года было изменение Сената, который занял место высшего административного судебного и контролирующего органа в системе государственной власти. При этом законодательная роль данного органа носила достаточно формальный характер, обусловленный наличием возможности представлять императору устаревшие законы и принимать участие в обсуждении новых проектов.
Реформированию подверглась и система управления православной церкви, ведение духовных дел было передано Святейшему Синоду, назначение которого возлагалось на императора. Синод возглавлял обер-прокурор, приближенный к императору из числа гражданских или военных чиновников. С течением времени роль этого чиновника все более усиливалась.
Существенную роль в реформировании государственного управления сыграл статс-секретарь Непременного совета Михаил Сперанский, предложивший реформу государственного управления, направленную на установление начал конституционного процесса.