Сервисное государство – это принципиально новая концепция организации государственного управления, направленная на обеспечение государственными услугами населения, выступающего в качестве их потребителя.
Сущность концепции сервисного государства
Развитие современного общества способствует изменению приоритетов и ценностей государственного управления. Традиционное государственное управление, строящееся на властном принуждении, претерпевает изменения, диктуя государству роль производителя услуг для обеспечения нужд потребителя в лице населения. Население выступает основным источником государственной власти, а, следовательно, его интересы являются единственно важным аспектом государственного управления. Реализация государственного управления призвана предоставить определенный сервис посредством обеспечения прав и интересов населения. В основе концепции сервисного государства находится изменение как роли органов государственного и муниципального управления, так и общественного сознания, основанного на новых принципах взаимодействия государства и общества.
Деятельность сервисного государства приравнивается к хозяйственной активности, в осуществлении которой участвуют два субъекта – государство в качестве производителя услуг и население в качестве их потребителя.
Принцип «одного окна» как форма реализации услуг сервисного государства
Сервисное государство стремится к максимально эффективной организации процесса оказания государственных и муниципальных услуг населению. Современная концепция оказания государственных и муниципальных услуг базируется на принципе «одного окна», позволяющего минимизировать участие заявителей в сборе документов и справок из разных инстанций или предоставление их в эти инстанции для подтверждения своего права на получение услуг от государства или муниципальных властей.
Принцип «одного окна» реализуется для достижения следующих целей:
- во-первых, упростить процедуру получения населением и хозяйствующими субъектами услуг государства и муниципальных властей, а также сократить сроки оказания этих услуг;
- во-вторых, повысить комфортность получения государственных и муниципальных услуг гражданами и хозяйствующими субъектами;
- в-третьих, повысить удовлетворенность получателей государственных и муниципальных услуг по критерию качества их оказания;
- в-четвертых, повысить информированность населения об условиях, способах и порядке оказания государственных и муниципальных услуг.
Принцип «одного окна» должен способствовать дебюрократизации системы государственного и муниципального управления, позволяя сервисному государству ограничить бюрократию в обществе за счет унификации процесса получения услуг от государственной или муниципальной власти, сокращения количества обрабатываемых документов, предоставляемых получателями услуг, исключения личных контактов между должностными лицами государственного и муниципального управления и получателями услуг.
В основе функционирования сервисного государства находится принцип эффективности, открытости и доступности сведений о деятельности органов государственного и муниципального управления.
В распоряжении органов государственного и муниципального управления находится самый большой объем социально-значимой информации. Правовое регулирование права доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных и муниципальных органов, имеет сравнительно небольшую историю. На сегодняшний день уровень защищенности прав граждан на доступ к информации государственных и муниципальных органов власти недостаточен.
Граждане на бесплатной основе могут получать следующие сведения от органов государственного и муниципального управления:
- во-первых, об их деятельности путем размещения в информационно-телекоммуникационных сетях;
- во-вторых, о направлении действий, которые затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц;
- в-третьих, об иных сведениях, предусмотренных законодательством.
Механизм функционирования сервисного государства
Российское государство провозгласило курс на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Сервисное государство представляет собой технологию публичной деятельности управленческого назначения, суть которой выражается в следующем:
- во-первых, назначение институтов государственной и муниципальной власти состоит в обеспечении высокого качества обслуживания граждан и хозяйствующих субъектов за счет применения современных электронных систем оказания государственных и муниципальных услуг;
- во-вторых, источником финансирования государственного и муниципального управления выступают средства населения, что обуславливает необходимость ориентации государственной и муниципальные власти, прежде всего, на нужды граждан;
- в-третьих, деятельность государственного и муниципального управления рассматривается в качестве службы сервиса для населения.
Сервисность государства можно приравнять к понятию клиентоориентированности. Механизм сервисного государства выражается:
- во-первых, через социальную направленность целей государственного управления;
- во-вторых, в виде результативности воздействия государственной и муниципальной власти на управляемый объект;
- в-третьих, в виде удовлетворенности населения качеством государственных и муниципальных услуг, выступающей показателем эффективности государственного и муниципального управления;
- в-четвертых, в открытости и отзывчивости государственной и муниципальной службы;
- в-пятых, в прозрачности административных процедур;
- в-шестых, в высокой степени доверия граждан государственной и муниципальной власти и ее поддержке со стороны населения;
- в-седьмых, в наличии комфортных условий для получения государственных и муниципальных услуг гражданами и так далее.
Обеспечение роста качества оказания государственных и муниципальных услуг реализуется за счет выработки регламентов и стандартов их оказания, использования современных, в том числе электронных технологий.