Система государственного управления
Сущность управления проявляется как функция любой сложно организованной системы с целью ее сохранения, обеспечения функционирования и реализации целей. Суть управления состоит в осуществлении субъектом управления целенаправленного воздействия на объект управления.
В качестве объект управления могут выступать вещи, явления, процессы, общество, в качестве субъекта –всегда человек или формы объединения людей.
Государство также выступает в качестве объекта управления. Государственное управление является одной из основных сфер применения и действия административного права.
Государственное управление (в узком смысле) – это определенная разновидность государственной деятельности, подразумевающая реализацию государственной власти в ее исполнительной ветви посредством системы специализированных органов государственной власти.
Государственное управление (в широком смысле) – это органов государственной власти всех ветвей с целью упорядочения общественных отношений.
Выделяют три группы государственной деятельности, осуществляемой для реализации государственной власти:
- законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти. Причем следует отметить, что некоторые государственные органы представительной власти наделены рядом полномочий, выходящих за рамки законотворчества. Так, Федеральное Собрание может инициировать импичмент, объявить амнистию и так далее, но это скорее исключение, чем правило.
- исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая исполнительными органами государственной власти. При этом на исполнительные органы власти в особом порядке возлагаются и некоторые иные полномочия, так как представительство России в других государствах, участие в разработке основополагающих положений внешней и внутренней политики и так далее;
- судебная деятельность, осуществляемая судебными органами.
Помимо этого, существуют видовые формы государственной деятельности, такие как прокурорская, счетно-надзорная, по защите прав человека и так далее.
Также выделяют формы государственной деятельности функционального характера, например, правоохранительную, следственную, дознавательную, регулирующую и так далее.
Признаками государственной власти являются:
- во-первых, практически организующий характер государственной власти. Сущность данного признака выражается в том, что государственная власть направлена на практическое исполнение требований нормативных актов различного уровня;
- во-вторых, непрерывность. Суть данного признака заключается в том, что общественные процессы не имеют начала и окончания, следовательно, требуют постоянного осуществления управленческого воздействия на них;
- в-третьих, цикличность. Суть данного признака заключается в том, что периодической повторяемости общественных процессов, требующей их постоянного мониторинга со стороны органов государственной власти;
- в-четвертых, исполнительно-распорядительное содержание. Суть данного признака заключается в том, что любая государственная деятельность направлена в конечном итоге на практическое выражение ее результатов в форме реализации нормативно-правовых актов. Государственные органы власти, с одной стороны, осуществляют исполнение законов, с другой стороны, делаю это, отдавая распоряжения.
Система муниципального управления
Территориально практически любое государство (исключение – карликовые) представляет собой совокупность административных единиц, интересы которых учитываются при построении системы муниципального управления.
Как правило, муниципальные образования могут создаваться в границах административно-территориальных единиц, хотя это и не обязательно. При этом муниципальное образование не идентично административно-территориальной единице. Муниципальные образования выделяются на основе социально-территориальной общности людей, населяющих определенную территорию. Эта общность наделяется правом осуществления муниципального управления, выборного создания органов его осуществления.
Муниципальное управление является формой локальной реализации власти, осуществляемой в пределах конкретного муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа и так далее). Основное назначение муниципального управления состоит в обеспечении решения вопросов местного значения местным населением – либо непосредственным волеизъявлением (например, в форме референдума), либо через выборные органы муниципального управления.
Муниципальное управление – разновидность управления общественными отношениями на уровне локального сообщества жителей определенного муниципального образования.
Муниципальное управление осуществляется местным населением самостоятельно и под свою ответственность.
Организация системы муниципального управления принимает во внимание особенности исторического развития территорий и их традиции.
Муниципальное управление отделено от системы государственной власти.
Автономность муниципального управления относительна по ряду причин, к числу которых следует отнести:
- существование и функционирования муниципального управления в рамках конкретного государства, что обусловливает его подчиненность общим принципам осуществления власти;
- государственное участие в формировании общих принципиальных основ осуществления муниципального управления. Муниципальное управление существует в рамках принятых государством законов о его осуществлении;
- государство оказывает влияние на материальное обеспечение муниципального управления;
- государство передает местным органам власти часть государственных полномочий.
В общем смысле компетенция муниципального управления ограничивается решение вопросов местного значения.