Сущность теории государственного управления
Государственное управление представляет собой основанную на наличии властной силы практическую, организующую и регулирующую деятельность государства, воздействующего на общество и его жизнедеятельность.
Государственное управление подчиняется рациональности, при которой социальная направленность государственного управления обеспечивает его целесообразность, обоснованность и эффективность.
Государственное управление формирует сферу интересов такой науки как теория государственного управления, обладающая политическим и политико-юридическим характером.
Теория государственного управления изучает формы и закономерности осуществления государственного управления, выделяет их общие черты и закономерности в разных странах.
Государственное управление в той или иной стране имеет определенные особенности, которые определяются историческим развитием, национальными традициями, религиозным воздействием и прочими факторами. Практика государственного управления формирует определенные подходы к нему или школы, которых существует огромное множество, однако наиболее известными и получившими распространение являются британская, американская, французская и немецкая школы государственного управления.
Особенности британской и американской школ государственного управления
Для американской школы государственного управления характерно сосредоточение на эмпирических исследованиях. Большинство американских ученых, занятых исследованиями в области государственного управления, осуществляли его практическую реализацию.
Основоположником американской школы государственного управления является Вудро Вильсон, являющийся 28-ым Президентом Соединенных Штатов Америки.
Профессор Л. Уайт, выступающий основоположником классического государственного управления, являлся членом Комиссии по делам гражданской службы. Его ученая деятельность представляет собой обобщение практически государственного управления в Штатах.
Попытки объяснения реального функционирования административных служб посредством анализа поведения индивидов и групп, работающих в них, были предприняты представителями «школы человеческих отношений» – Э. Мэйо, Мери П. Фоллет, А. Маслоу.
Для американской школы государственного управления характерно:
- во-первых, рассмотрение государственного управления как научной дисциплины;
- во-вторых, анализ мотивационных и психологических факторов, влияющих на государственное управление;
- в-третьих, прагматичность;
- в-четвертых, синхронизация бюджетных и административных процессов;
- в-пятых, децентрализация;
- в-шестых, конвергенция государственного и частного менеджмента
Британская модель государственного управления начала активно изучаться в конце XIX века с момента создания Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете.
М. Оукшотт, английский философ и глава кафедры политической науки Лондонской школы экономики, разработал две концепции государственного управления: гражданскую и целевую.
П. Чекландом была предложена система «мягкого мышления», позволяющая структурировать процессы государственного управления посредством исследования разных позиций и взглядов, обсуждения их правомерности в определенных обстоятельствах.
Также значимым направлением британской школы государственного управления выступает организационная кибернетика, в рамках которой С. Биэром было введено понятие балансирующей системы, обладающей способностью реагирования на динамику окружающей среды даже в том случае, если ее изменения невозможно было предсказать в момент формирования системы.
Для британской школы государственного управления характерно акцентирование внимания на изучении:
- во-первых, вопросов авторитета и легитимности и власти;
- во-вторых, ответственности государственной власти перед обществом и правительства перед парламентом;
- в-третьих, кибернетического подхода, выражающегося в балансирующем характере государственного управления.
На британскую школу государственного управления на современном этапе огромное влияние оказывает американская.
Особенности французской школы государственного управления
Для французской школы государственного управления характерно влияние институционального направления развития теории управления государством.
Значимый вклад в развитие теории государственного управления внесли следующие представители данной школы:
- во-первых, Анри Файоль, выступивший основоположником классического научного управления и выделивший четырнадцать принципов управления и группы функций технического, коммерческого, финансового, страхового, учетного и административного характера. Работа Файоля на многие десятилетия стала определяющей в сфере управления;
- во-вторых, М. Прело, М. Дюверже, дискутирующие относительно содержания понятия «институт».
Институциональная теория, составляющая основу французской школы государственного управления, стала основой для разработки институциональной концепции государства, при которой государство выступает в качестве институционализированной власти, то есть института, воплощающего власть. Суть такой Организации государственной власти выражается в перемещении власти от правящих лиц к институту, становящемуся ее единственным обладателем. При этом происходит не исчезновение правящих лиц, а изменение их статуса в государственном управлении. Личная власть прекращается, действие лиц, реализующих властные полномочия, ограничивается правовыми рамками. Власть носит правовой характер.
Особенности немецкой школы государственного управления
Для немецкой школы государственного управления характерно проявление дуализма концепций. Государственное управление в немецкой школе рассматривается как воплощение таких категорий как «трансцендентальный разум», «вечные» ценности и сфера реализации свободы (Х. Кун, Э. Форстхофф, Э. Хиппель, А. Гелен и прочие).
Социологический подход к управлению предполагает наделение государства большим авторитетом без расширения бюрократических функций.
Монистический подход к управлению предлагает постоянное исследование конкретных функций управленческих структур.