Понятие и виды сфер государственного управления
Государственное управление охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества.
Под сферой государственного управления понимается комплекс отношений организационного характера, обусловленных осуществлением специальных межотраслевых полномочий.
Традиционно выделяют три сферы государственного управления по критерию характеристик управляемого объекта и самого содержания управленческого процесса.
Таким образом, сферы государственного управления делятся на:
- сфера государственного экономического управления, в рамках которой действия органов государственной власти по управлению имуществом государства и деятельностью государственных учреждений и организаций осуществляются в целях реализации экономической функции государства;
- сфера государственного социально-культурного управления, в рамках которой действия органов государственной власти осуществляются в целях управления образованием, наукой, культурой, охраной здоровья и социальным обеспечением;
- сфера государственного административно-политического управления, в рамках которой действия органов государственной власти осуществляются в целях обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, судебной защиты и развития международных отношений.
Государственное управление экономической сферой
Государственное управление экономикой находится в ведении исполнительной ветви государственной власти.
Государственное управление экономикой включает в себя следующих субъектов:
- во-первых, Президента России, который осуществляет функции по определению основных направлений государственной политики, включая ее экономическое направление, согласует действия Правительства и различных ведомств в сфере управления экономикой, назначает лиц, ответственных за отдельные направления налоговой политики (к примеру, главу Центрального банка России);
- во-вторых, Правительство России, которое выступая в качестве высшего органа исполнительной власти, является центральным элементом, проводящим экономическую политику государства, вырабатывающим ее единые принципы и ориентиры;
- в-третьих, министерства и ведомства федерального уровня, которые осуществляют регулирование по закрепленным за ним направлениям экономической политики;
- в-четвертых, органы государственной власти регионального уровня, реализующие экономическую политику в пределах отдельных субъектов России;
- в-пятых, отдельные органы, которые наделяются определенными государственными полномочия в сфере регулирования экономики и проведения государственной экономической политики.
Структура и состав полномочий государственных органов, осуществляющих управление экономической сферой, постоянно совершенствуются для достижения следующих целей:
- максимальное снижение или ликвидация административных барьеров в сфере экономических отношений;
- противодействие коррупции;
- осуществление регламентации надзорно-контрольной деятельности;
- адаптация и внедрение отвечающих современным экономическим условиям методов управления;
- обеспечение роста привлекательности российской экономики с инвестиционной точки зрения.
В государственном управлении экономической сферой выделяют следующие направления:
- во-первых, управление промышленностью, под которым понимается деятельность государства по развитию базовых и приоритетных отраслей промышленности, оказание государственной поддержки социально значимым, но убыточным отраслям и так далее;
- во-вторых, управление аграрной промышленностью, под которым понимается деятельность государства по обеспечению потребности населения в продукции сельского хозяйства, субсидированию агропромышленного комплекса, создание условий для развития сельского хозяйства и притока населения в сельскую местность;
- в-третьих, управление строительно-жилищным комплексом, под которым понимается деятельность государства по зонированию и организации освоения территорий, архитектурному проектированию, обеспечению строительства и поддержания в рабочем состоянии государственных капитальных объектов;
- в-четвертых, управление связью и средствами массовых коммуникаций, под которым понимается деятельность государства по регулированию информационных систем, поиску и передачи информации, обеспечению информационной безопасности;
- в-пятых, управление торговлей, под которым понимается деятельность государства по регулированию предпринимательской деятельности в сфере купли-продажи товаров.
Государственное управление социально-культурной сферой
Государственное управление социально-культурной сферой обладает рядом определенных особенностей:
- его ориентированность на обеспечение реализации конституционных прав населения;
- повышение эффективности управления за счет децентрализации;
- демократизация, обеспечиваемая вовлечением в процесс управления всех участников социально-культурных отношений.
Государственное управление социально-культурной сферой направлено на реализацию следующих функций:
- обеспечение благоприятной среды для воспроизводства населения, сохранения его работоспособности и здоровья;
- поддержка семейных ценностей и забота о будущих поколениях;
- деятельность по сохранению и увеличению культурного наследия;
- формирование благоприятной среды для развития науки, искусства, спорта и прочего.
Государственное управление административно-политической сферой
Государственное управление административно-политической сферой ориентировано на регулирование следующих аспектов жизнедеятельности страны:
- во-первых, обороны;
- во-вторых, государственной безопасности;
- в-третьих, иностранных и внутренних дел;
- в-четвертых, чрезвычайных ситуаций;
- в-пятых, юстиции;
- в-шестых, надзорной деятельности.