Взаимоотношения Россия и НАТО – это специфика взаимодействия России и НАТО в различные периоды исторического развития, отличающаяся нестабильностью отношений и попытками найти компромисс.
Первоначальное назначение НАТО
Организация Североатлантического договора была создана для осуществления сдерживания Советского Союза. В качестве инициаторов данного курса развития организации выступали Соединенные Штаты Америки. С течением времени начальная цель создания НАТО претерпевала изменения, обусловленные историей взаимоотношений советского и российского государства и США. В период холодной войны отношения отличались жестким планированием, обусловленным биполярным аспектом мирового порядка того периода истории и диаметрально противоположными идеологическими интересами Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Такая тенденция характерна для взаимоотношений России и НАТО вплоть до 1991 года, то есть до распада Советского Союза. Это политическое событие снизило актуальность сдерживания российского государства. На политическую силу России на мировой арене никто не рассчитывал, поэтому во взаимодействии с Россией названный только период можно охарактеризовать термином «оттепель». Однако этот период стал лишь небольшим отрезком времени, предваряющим политику сдерживания в отношении России.
Сближение России и НАТО. Период партнерства
На этапе становления нового российского государства страна характеризуется кризисом государственности. По этой причине отношения с НАТО существенно улучшились. Россия стала выступать в качестве партнера НАТО. Однако это партнерство имело определенный подтекст. США испытывали предметный интерес к России, что обусловило формирование партнерских отношений с НАТО в начале 90-х годов XX века. Деятельность НАТО преимущественно финансируется за счет средств Соединенных Штатов Америки, что позволяет им беспрепятственно реализовывать свои интересы через данную организацию. США стремились только к построению дружбы с ослабленной государственными потрясениями Россией, не позволяющей оправится от холодной войны. Соединенные Штаты Америки стремились обеспечить зависимость России от своих политических и экономических инициатив. НАТО определенное время реализовывало «теневую» политику сдерживания, которую затем пришлось трансформировать в более радикальную форму.
Причиной перехода к конфронтации между Россией и НАТО стал югославский конфликт 1999 года. НАТО неправомерно вмешалось в ведение гражданской войны на территории Югославии, активно содействуя политическим переменам на территории Балкан. Это способствовало ухудшению отношений между Россией и НАТО. Североатлантический Альянс стал активно расширяться на Восток, вовлекая в состав альянса Венгрию, Польшу, Чехию, располагая систему противоракетной обороны на территории Европы. Югославский конфликт сформировал повод и плацдарм для выяснения отношений между Россией и НАТО. Независимость Косово, ставшая следствием югославского конфликта, выступила в качестве основной причины ухудшения российско-американских отношений.
Налаживанию отношений не способствовали перемены в Белом доме и Кремле. Во главе США стал Джордж Буш, направивший политические усилия на укрепление международного влияния США, реализующиеся с нарушениями международного права. Путин сформировал новый политический курс развития России, который не приветствовался Вашингтоном и предполагал выход из-под политического и экономического влияния Соединенных Штатов. Американскую сторону раздражала самостоятельность России, что способствовало агрессивной политике НАТО.
Период партнерства в начале двухтысячных годов
Новым поводом к сближению России и США послужила террористическая атака 11 сентября 2001 года. Между Россией и НАТО была подписана римская декларация, обусловившая создание совета НАТО и России. Декларация сформировала фундамент для зарождения партнерских связей между Россией и НАТО по различным направлениям. С 2002 года НАТО и Россия выступали в качестве номинальных партнеров, совместно участвовали в боевых действиях и акциях против терроризма. Выход США из договора 1972 года относительно ограничении систем противоракетной обороны стал причиной нового непонимания, однако партнерские отношения между Россией и НАТО сохранились.
Последующие годы Россия посвятила своему экономическому развитию, наращиванию политического влияния и военного потенциала. Это обусловило новый оппозиционный этап в отношениях между НАТО и Россией. Состоянию конфронтации способствовал вооруженный конфликт в Южной Осетии в 2008 году. Партнерство прикрывало попытки НАТО к расширению на восток и готовность к проявлению открытой агрессии. По итогу Россия и НАТО разорвали отношения. Президент Путин открыто высказывался против однополярности мира и неправомерных действий НАТО.
В 2009 году отношения НАТО и России характеризовались активным восстановлением, обусловленным международной борьбой с терроризмом. Состояние партнерства свидетельствовало о неготовности к открытой агрессии в отношении России.
Современное состояние отношений НАТО и России
Воссоединение России и Крыма стало причиной культивации НАТО политики жесткого планирования по отношению к России. Официальной датой прекращения отношений и сотрудничества между НАТО и Россией стал 2014 год. Кризис в отношениях НАТО и России сохраняется по сегодняшний день. При этом официальная позиция НАТО гласит о необходимости сотрудничества с Россией, построения конструктивного диалога.
Экономические трудности России давят на ее положении в диалоге с НАТО. Россия направляет значительные средства на финансирование развития оборонно-промышленного комплекса, призванного противостоять агрессии НАТО. При этом Россия не собираются отказываться от своих позиций на международной арене. Россия наращивает военный потенциал, занимая по этому показателю второе место в мире.