Роль региональных органов власти в социальном развитии территории – это совокупность действий органов государственного управления регионального уровня, направленных на обеспечение развития территории региона в социальном плане для удовлетворения социальных потребностей населения территории.
Социальное развитие территории
Социальное государство, которым является Российская Федерация, ставит в качестве одной из приоритетных целей государственного управления обеспечение социального развития территорий.
Социальное развитие территории – это государственное управление процессами, происходящими в социальной сфере определенной административно-территориальной единицы.
При исследовании сущности социального развития территории применяют разнообразные подходы.
С одной точки зрения, социальное развитие территории рассматривается в контексте понятия благосостояния населения, его роста. Также социальное развитие территории подразумевает обеспечение развития социальной сферы. С другой точки зрения, социальное развитие характеризуется как развитие личности, социальных групп, населения в целом.
Ученым пока не удалось выработать единый подход к содержанию понятия социального развития территории, однако его можно охарактеризовать посредством следующих посылов:
- во-первых, в качестве ядра социального развития территории выступает отдельный индивидуум;
- во-вторых, индивидуумы формируют человеческий капитал территории, выступающий в качестве важнейшего ресурса, обеспечивающего функционирование социальных систем территории на различных уровнях;
- в-третьих, формирование эффективного человеческого капитала территории призвано обеспечить индивидуумов необходимыми условиями и ресурсами его развития и существования, то есть наличие возможностей к удовлетворению потребностей. Потребности индивида носят разнообразный характер, включая в себя такие составляющие как одежда, питание, жилье, благосостояние, безопасность, здоровье, сервис, образование, искусство, спорт, физическая культура, благополучие в экологическом смысле, социальная защищенность и прочее;
- в-четвертых, потребности индивидов носят объективный и субъективный характер, что требует применения принципа индивидуализации при организации социального развития;
- в-пятых, управление социальным развитием требует учета закона о возвышении потребностей, что обеспечивает социальному развитию территорий эволюционный характер;
- в-шестых, воспроизводство человеческого капитала обеспечивается в количественном и качественном смысле.
Как результат, социальное развитие территории можно рассматривать в качестве совокупности эволюционных процессов, призванных обеспечить использование потенциала территории для воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, создания возможностей для населения региона по удовлетворению разнообразных потребностей субъективного и объективного характера.
Работа региональных органов власти по социальному развитию территории
Региональные органы власти должны вести целенаправленную работу по организации социального развития территории. Социальное развитие территорий осуществляется в рамках региональной социальной политики, представляющей собой сферу практического применения государственных функций, создающих условия, обеспечивающие обществу реализацию потребностей.
Работа региональных органов власти по реализации политики социального развития территорий призвана обеспечивать выполнение общественно значимых функций, формирующих гуманный характер государственного управления, обеспечивающих поддержку состояния людей в желательном социально-личностном статусе.
Действия региональных органов власти по обеспечению сбалансированности социального развития территории состоят в:
- защите населения территории от заболеваний, которые вызываются неблагоприятными условиями жизнедеятельности;
- снижении инвалидности за счет совершенствования условий труда;
- борьбе с безработицей и обеспечением занятости;
- адаптации пожилого населения;
- гарантии населению минимального уровня доходов и так далее.
Действия региональных органов власти по обеспечению социального развития территорий не могут носить изолированный характер, предполагая взаимодействие с федеральными органами государственного управления, иными публичными институтами, участвующими в разработке и реализации политики социального развития территорий. Такой подход обеспечивает учет интересов населения при определении целей социального развития территорий и выработке мероприятий по достижению этих целей.
Значимость действий региональных органов власти по обеспечению социального развития территории обусловлена дифференциацией демографических, природных, экономических и иных условий.
Развитие регионов характеризуется постоянным ростом роли региональной социальной политики по обеспечению социального развития территории. Органы власти сосредоточены на определении тенденций развития регионов, усилении процессов этнонационального характера, сглаживании национальных конфликтов, децентрализации экономического пространства, обеспечении роста региональных особенностей реорганизации социальной сферы, преодолении несовершенств существующего разграничения полномочий, обеспечении социально-политической стабильности, преодолении геополитических последствий распада Советского Союза, социально-экономического кризиса.
Формирование политики социального развития территорий должно осуществляться на всех уровнях власти, включая федеральный и региональный. Максимальные усилия по обеспечению социального развития территорий должны прилагать региональные власти, которые призваны обеспечивать реализацию целей социального развития, установленных на федеральном уровне.