Государственно-частное партнерство – это институт взаимодействия государства и общества для развития общественной инфраструктуры, строящегося на долгосрочном взаимном сотрудничестве государства и представителей бизнеса, предполагающего участие бизнеса в разработке, реализации, финансировании, создании объектов инфраструктуры и в последующей эксплуатации таких объектов.
Значение проектов государственно-частного партнерства в сфере туризма
Государственно-частное партнерство как институт взаимодействия государства и общества сегодня активно используется во многих странах в области туризма, в том числе на государственном, региональном и местном уровнях. Государственно-частное партнерство в области туризма позволяет привлекать представителей частного бизнеса к разработке, финансированию, проектированию и в последующем к эксплуатации объектов инфраструктуры в области туризма, что, в свою очередь, позволяет обеспечить:
- формирование новых рабочих мест;
- повышение конкурентоспособности территории внутри государства и на международной арене;
- повышение инвестиционной привлекательности территории.
Итак, институт государственно-частного партнерства в области туризма в зарубежных странах объединяет государство и частный сектор как заинтересованных субъектов с различными целями, опытом и ресурсной базой в рамках формальных и неофициальных партнерств для обеспечения роста туристической привлекательности территории, повышения производительности отрасли.
В Российской Федерации инструменты государственно-частного партнерства стали использоваться с 2006 г., когда были сформированы правовые, институциональные основы для подготовки и осуществления проектов государственно-частного партнерства. При этом необходимо отметить, что в области туризма инструменты государственно-частного партнерства используются не так активно.
Итак, для активного привлечения представителей частного бизнеса к сотрудничеству государству необходимо обеспечить:
- прозрачные понятные правила сотрудничества;
- распределение рисков между участниками партнерства;
- консолидацию усилий и ресурсов для решения общих задач.
Понятие проектов государственно-частного партнерства в сфере туризма
В самом общем виде государственно-частное партнерство в области туризма следует рассматривать как всякое возможное взаимодействие публично-правовых образований и субъектов предпринимательства на условиях объединения ресурсов и реализации мероприятий для достижения взаимовыгодных итогов в области создания и использования объектов инфраструктуры туризма.
Для формирования в государстве современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса объективно необходимо привлекать ресурсы из разных источников, в том числе из частной сферы. Еще в 2000-х гг. реализовывалась федеральная целевая программа по развитию туризма в стране, затем были разработаны ведомственные целевые программы, которые предусматривали возможность софинансирования за счет ресурсов субъектов частного бизнеса проектов по реконструкции и модернизации наличествующих на территории объектов инфраструктуры, а также по возведению новых туристических объектов.
Распространение инструментов государственно-частного партнерства поддерживалось введением механизма особых экономических зон туристско-рекреационного типа в соответствии со специальным федеральным законодательством об экономических зонах. Введение таких зон предусматривало совместное инвестирование бюджетных и частных ресурсов в системные проекты по формированию туристической инфраструктуры.
В качестве положительных примеров проектов государственно-частного партнерства в области туризма можно привести федеральную целевую программу в области развития внутреннего туризма в стране и развития въездного туризма. Реализация указанной программы фактически сформировала инструменты для привлечения частных инвестиций к финансированию инвестиционных туристических проектов. В соответствии с указанной программой партнерство государства и представителей частного бизнеса предполагало направление частных финансовых ресурсов на создание и модернизацию объектов туристической инфраструктуры, а бюджетных ресурсов – на создание современных комплексов обеспечивающей инфраструктуры, в том числе теплоснабжения, водоснабжения и пр.
Дальнейшее развитие инструментов государственно-частного партнерства в области туризма было связано с принятием специального федерального законодательства о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.
Влияние проектов государственно-частного партнерства на развитие туризма
По состоянию на 2020 г. количество проектов государственно-частного партнерства, которые реализовывались в области туризма, составляло чуть менее 4 % от общего числа проектов. При этом расширилась территория применения проектов государственно-частного партнерства. Так, существенно возросло количество региональных территорий, которые стали использовать инструменты государственно-частного партнерства, для обеспечения туристической привлекательности территории.
Растет и количество проектов, реализуемых в рассматриваемой сфере. Так, в 2017 г. в официальных источниках говорилось о 26 проектах государственно-частного партнерства, реализуемых для развития сферы туризма. В 2020 г. число таких проектов увеличилось до 175, существенно возросла и стоимость проектов – более чем в 6 раз. При этом важно отметить, что более половины из таких проектов реализуется на уровне местных сообществ, что демонстрирует активность и заинтересованность органов местного самоуправления в привлечении инвестиций для развития туризма. Важно отметить, что такие проекты реализуются в самых разнообразных сферах: при создании и модернизации гостиниц, баз отдыха, кемпингов, культурных объектов, объектов рекреационного назначения.