Финансовый контроль – это элемент финансовой и антикоррупционной политики государства, представляющий собой финансовый механизм обеспечения соблюдения требований бюджетных, налоговых, финансовых и иных нормативно-правовых актов, субъектами бюджетных, налоговых, финансовых и иных отношений – органами публичного управления и частными субъектами производственно-хозяйственной деятельности.
Антикоррупционная политика государства
Одним из главных препятствий эффективной организации публичного управления выступает распространение коррупции. Проблема коррупции сегодня ставит под угрозу социально-экономическое развитие государства, его экономическую и политическую независимость.
Эффективное противодействие коррупции требует системного подхода – целенаправленной взаимодополняющей деятельности органов публичного управления и институтов гражданского общества. При этом государство располагает самыми широкими возможностями – правовыми инструментами, инструментами принуждения и пр. – для противодействия коррупции, и потому ответственно за эффективную организацию такого противодействия.
В качестве одного из важнейших инструментов противодействия коррупции следует рассматривать деятельность органов государственного финансового контроля, представляющих в распоряжении высших органов управления государства сведения относительно исполнения бюджетных расходных обязательств для формирования системы противодействия коррупции. Кроме того, органы финансового контроля представляют сведения правоохранительным органам относительно выявленных нарушений законности в бюджетной сфере.
Роль финансового контроля в реализации антикоррупционной политики
Финансовый контроль выступает важнейшим направлением публичного управления. Финансовый контроль – это инструмент обеспечения эффективного функционирования бюджетной системы страны.
К числу основных задач финансового контроля относятся:
- проверка законности разработки и исполнения бюджетов публично-правовых образований различных уровней;
- проверка соблюдения требований налогового, бюджетного и иного финансового законодательства;
- контроль эффективности государственных бюджетных ресурсов и ресурсов социальных фондов в соответствии с закрепленными законом целями публичного управления;
- контроль соблюдения требований финансовой дисциплины при перемещении бюджетных средств в банковской системе;
- контроль законности и эффективности использования бюджетных средств при поддержке заинтересованных субъектов;
- выявление нарушений законности в бюджетной сфере, их пресечение, устранение негативных последствий таких правонарушений;
- повышение финансовой дисциплины и пр.
Финансовый контроль в системе антикоррупционных мер позволяет:
- выявить и пресечь нецелевое использование средств национальных ресурсов;
- выявить и пресечь прямое хищение национальных ресурсов;
- противодействовать иным негативным коррупционным тенденциям.
Участие органов финансового контроля в реализации антикоррупционной политики государства
Коррупционные явления негативно отражаются на эффективности публичного управления, наносят значительный ущерб общественным интересам и правам отдельной личности, не позволяют прогрессивно развиваться экономическим отношениям.
Основной целью антикоррупционной политики государства является предупреждение, выявление, пресечение развития негативных коррупционных тенденций в бюджетных правоотношениях, прежде всего, в ходе исполнения расходных бюджетных обязательств и в процессе управления имуществом, находящимся в государственной собственности.
Счетная палата России согласно положениям специального законодательства, определяющего его функции и полномочия, является главным органом финансового контроля. Бюджетным законодательством на Счетную палату возложена функция проверки законности исполнения расходных обязательств бюджета Федерации, исполнения обязательств фондами внебюджетного характера и др.
Счетная палата России – это специальный орган публичного управления, функционирующий на постоянной основе и осуществляющий внешний контроль бюджетной деятельности. Палата починяется высшему представительному органу страны.
В свою очередь, Счетная палата при реализации собственных полномочий должна соблюдать принципы законности, открытости, независимости и т.д.
Счетная палата России играет стратегически важную роль в организации и реализации антикоррупционной государственной деятельности. В качестве органа финансового контроля она наделена важнейшими антикоррупционными полномочиями, к числу которых относятся:
- контроль законного и эффективного исполнения расходных бюджетных обязательств и расходных обязательств внебюджетных фондов;
- формирование на основе выявленных нарушений законности в процессе аккумулирования и расходования финансовых ресурсов государства предложений по оптимизации бюджетного процесса, рекомендаций по выявлению и пресечению нарушений законности;
- проверка законности предоставления заинтересованным субъектам займов за счет бюджетных средств, налоговых льгот, гарантий и поручительств со стороны государства и пр.;
- установление достоверности отчета об исполнении бюджета распорядителями бюджетных средств и средств фондов внебюджетного характера;
- проверка законности перемещения бюджетных средств и средств фондов внебюджетного характера, своевременности их перемещения в Банке России и других банковских организациях;
- применение прямых мер антикоррупционной направленности в рамках своей компетенции.
Таким образом, функции публичного управления, возложенные на Счетную палату, и вверенные ей полномочия определяют ее ключевую роль в системе внешнего контроля законности использования национальных средств и, как следствие, делают ее важнейшим элементом системы антикоррупционной политики.