Сущность и значение репутационных рисков власти
Доступ к власти является результатом ожесточенной конкурентной борьбы между политическими и административными лидерами. Каждый из них стремится к привлечению на свою сторону электората и представителей бизнеса, а также различных общественных структур. Как следствие, в этой борьбе огромное значение имеет репутация каждого лидера, нуждающегося в одобрении со стороны электората и представителей бизнеса и общественности.
Репутационные риски власти – это совокупность действий, отрицательно влияющих на динамику доверия населения и хозяйствующих субъектов. Репутационные риски власти могут включать в себя реализацию неудачных политических и государственных инициатив, высказывания государственной служащих, неправомерные действия со стороны органов власти или их отдельных должностных лиц, низкое качество оказания государственных и муниципальных услуг и так далее.
Еще совсем недавно репутационные риски власти носили минимальный характер, обусловленный тем, что властные структуры считали незыблемой свою позицию в обществе. Однако на сегодняшний день характерно изменение ситуации до прямо противоположной. Под прицелом общества находятся любые действия политиков и государственных служащих, которые могут в один момент стать препятствием не только для развития государственный карьеры, но и полностью прекратить ее.
Органы государственного управления и их должностные лица в процессе осуществления своей деятельности в отношении репутационных рисков должны стремиться к их минимизации. Любые действия власти должны сопровождаться разработкой различных вероятных сценариев событий, которые могут вызвать скандал или испортить имидж органа государственной власти или его должностного лица. Оценка вероятных сценариев развития событий должна сопровождать любые властные действия. При этом необходимо понимать, что предугадать все последствия невозможно. Возникновение репутационного риска зачастую не подразумевает какого-либо предупреждения и способно оказать существенное влияние на стратегию государственного управления. Репутационные риски могут стать причиной утраты доверия и политической поддержки.
Осознание репутационных рисков, тем не менее, не всегда сопровождается работой по их минимизации. Зачастую органы власти направляют средства и внимание на борьбу с репутационными рисками только при возникновении скандала и наступлении катастрофических последствий.
Характеристика видов репутационных рисков власти
Всю совокупность репутационных рисков власти можно разделить на две большие группы:
- во-первых, внешние риски, обусловленные действиями со стороны населения, представителей общественных и бизнес-структур, других государств. Такие риски трудно подаются оценке, поскольку исключены из сферы контроля органов государственного управления;
- во-вторых, внутренние риски, представляющие собой действия государственных служащих и должностных лиц органов власти, которые оказывают фатальное влияние на репутацию структур государственного управления.
Причины возникновения репутационных рисков власти
Существует множество причин возникновения репутационных рисков власти. К числу наиболее распространенных из них можно отнести следующие:
- во-первых, должностные лица государственных органов власти и государственные служащие. Негативная репутация отдельных должностных лиц и государственных служащих может вызвать ассоциацию с органами государственной власти, представляемыми этими лицами. Скандалы, связанные с отдельными должностными лицами государственной власти и государственными служащими, отрицательно сказываются на репутации всей государственной власти. При этом даже отставка отдельных должностных лиц и государственных служащих не всегда обеспечивает возврат доверия, могут потребоваться дополнительные меры или длительное время для восстановления репутации;
- во-вторых, распространение негативного контента или ведение информационной войны. Репутационные риски власти могут являться следствием недобросовестных действий ее противников. В этом случае используются различные средства распространения информации, в том числе интернет, средства массовой информации, иные способы, которые применяются для распространения информации, порочащей власть. Высокий уровень скандальности или негативности информации способствует увеличенному вниманию прессы к ее подробностям, что способствует наращению скандала и ущерба для репутации властных органов.
Способы управления репутационными рисками власти
Снижению репутационных рисков способствуют следующие действия:
- во-первых, измерение вероятности возникновения репутационного риска власти. Это подразумевает регулярный мониторинг оценки населением, хозяйствующими субъектами действий власти, ее репутации, политического курса;
- во-вторых, управление репутационными рисками власти, подразумевающее изучение текущего состояния, возможных мер сокращения репутационных рисков;
- в-третьих, минимизация репутационных кризисов власти, состоящая в устранении основной причины возникновения тех или иных репутационных рисков, использование различных способов взаимодействия с аудиторией для возвращения лояльности и доверия населения и хозяйствующих субъектов;
- в-четвертых, управление репутацией отдельных органов власти. Государственная власть должна продемонстрировать осознание необходимости постоянной работы над управлением репутацией органов власти. Необходимо постоянно отслеживать восприятие органов власти и их действий у заинтересованных субъектов, работать с претензиями, недовольством электората, стремится к поиску путей решения конфликтов еще до их возникновения.
Игнорирование репутационных рисков власти может стать причиной кардинальных изменений и политических настроений в обществе, полной утраты доверия государственных лидеров, их политического фиаско.