Необходимость и направления реорганизации государственного управления
Система государственного управления, как и любая иная система, нуждается в процессе постоянного совершенствования. Процесс совершенствования государственного управления именуется реорганизацией, его успешность и получение положительного результата возможно при соблюдении комплексного подхода проводимых изменений государственного управления.
В центре внимания реорганизации должны находиться механизмы организации и функционирования представительных органов государственного управления. Например, на сегодняшний день существует реальная потребность в принятии закона о федеральном собрании Российской Федерации. Институциональная часть организационных преобразований государственного управления связана с развитием конституционно-правовой системы государства. В связи с этим существует необходимость в реструктуризации исполнительных органов власти, углубленном реформировании всех сфер управления государством. Для этого необходимо принятие и реализация комплексных программ реорганизации государственного управления. К числу основных направлений программ реорганизации государственного управления относятся:
- выявление оснований объективного характера и природы субъективного характера действующей модели государственного управления России. Это направление обуславливает возможность использования собственного исторического опыта и заимствования опыта государственного управления зарубежных стран;
- формирование с учетом объективных и субъективных предпосылок цели государственного управления в согласовании с ресурсным обеспечением их достижения. Такой подход позволяет формировать ожидаемое будущее, исходя из реальных возможностей, обеспечивающих реализацию целей;
- обоснование содержания функций процесса государственного управления, находящихся в соответствии с природой и целями такого управления, а также формирование адекватной организационной структуры управления;
- восстановление элементов процессуального, регламентного и технологического характера, обеспечивающих государственному управлению направленность на общественные интересы и достоверность с научной точки зрения.
Программа реорганизации государственного управления должна охватывать все стороны этого процесса, однако в центре внимания должны находиться органы исполнительной власти.
В основе разработки и реализации программы реорганизации государственного управления должны находиться следующие постулаты:
- во-первых, анализ различных аспектов функционирования органов исполнительной власти: структурных, процессуальных, материально-технических, информационных, финансово-экономических, кадровых и прочих;
- во-вторых, учет взаимодействия органов исполнительной власти и гражданских институтов, общественных организаций, профсоюзных организаций, представителей бизнеса и так далее;
- в-третьих, определение соотношения системы органов государственного управления и органов муниципального управления.
Электронное правительство как одна из основных форм реорганизации государственного управления
Главой Российской Федерации формирование системы электронного управления государством определено как приоритетное направление развития. Реорганизация государственного управления невозможна без внедрения современных технологий, осуществляемых в форме электронного правительства. Условиями и предпосылками формирования электронного правительства является:
- наличие соответствующей политической воли и усилий правящего класса, направленных на принятие соответствующих государственных решений относительно формирования электронного правительства;
- высокий уровень обеспечения общества интернетом, при котором как минимум треть населения и большая часть государственных органов имеют доступ к интернету;
- обеспечение разработки рациональной и реализуемой концепции электронного правительства и формирование необходимых предпосылок и форм электронных документов, а также финансового обеспечения для ее реализации;
- учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающих в процессе внедрения новых технологий осуществления государственного управления;
- необходимость преодоления узко-технологических подходов формирования и деятельности электронного правительства, понимание и выработка возможных решений возникающих проблем;
- необходимость рационально критического использования накопленного зарубежного опыта посредством проведения его сравнительного анализа.
Реализация указанного направления реорганизации государственного управления требует изменения отношений к порядку образования, подготовки и переподготовки управленческих кадров. Процесс подготовки управленческих кадров необходимо согласовать с новой парадигмой государственного управления. Содержание изменений в этой области характеризуется следующими положениями:
- преобразованием обучения в перманентный процесс, затрагивающий государственных служащих любого уровня;
- акцентированием внимания на приобретении навыков проектной работы;
- приоритетностью в обучении процессов перед структурами и функциями, преобладание опыта работы над теорией;
- переориентацией установочных принципов обучения: в его основе находится формирование устойчивого интереса к самообразованию, росту личной ответственности обучаемого за результаты обучения;
- ростом значимости программ обучения, основанных на критическом подходе к управленческой деятельности, понимании необходимости оценки ее результативности;
- формированием инновационного мышления, способности воспринимать новые способы решения государственных проблем;
- пониманием значимости навыков работы с общественным мнением;
- обеспечением получения навыков переговорного процесса и умений разрешать конфликтные ситуации;
- значимость не только обучения, но и воспитания управленческих кадров.