«Большие данные» - это совокупность инструментов, подходов и методов обработки неструктурированной и структурированной информации больших объемов с целью получения результатов, воспринимаемых человеком, показывающих эффективность в условиях непрерывного прироста, распределение в системе многочисленных узлов вычислительной сети.
Сущность и назначение «больших данных» в системе регулирования и контроля
«Большие данные» активно используются множеством стран для решения разнообразных задач. Максимальное применение «большие данные» получили в коммерческом секторе, однако в настоящее время система государственного управления обратила на них свое внимание.
«Большие данные» – это совокупность методов и инструментов обработки неструктурированной и структурированной постоянно обновляющейся информации огромных объемов из разных источников, используемой для повышения качества управленческих решений, создания новой продукции и обеспечения роста конкурентоспособности.
«Большие данные» в системе государственного управления позволяют повысить ее эффективность, однако их использование сопровождается угрозами, выявление которых уже было осуществлено в коммерческом секторе и требует учета в системе государственного управления.
«Большие данные» представляют собой технологию, которая позволяет выполнять анализ больших объемов информации на высоких скоростях, определяя между ними корреляцию. Также термин «большие данные» применяются по отношению к самой информации, которая формирует эти большие данные, то есть набору разнородных и разнообразных данных, сегментируемому по определенным признакам.
Применение «больших данных» в регулировании и контроле обусловлено тем, что в системе государственного управления находится огромный массив информации относительно граждан. В этом смысле государственный сектор существенно обгоняет любую частную компанию. Как правило, граждане обязаны предоставлять государственным органам свои частные данные, в то время как коммерческому сектору необходимо добиваться этого убеждением или предложением какого-либо обмена.
Для российской системы государственного управления характерно накопление даже большего объема сведений относительно граждан и хозяйствующих субъектов, чем это принято в других государствах. Это обусловлено активным внедрением в систему государственного управления информационных технологий, которые позволяют аккумулировать, хранить и обрабатывать данные.
Применение «больших данных» для регулирования и контроля в России
Применение информационных технологий для регулирования и контроля характерно для большинства стран, однако Россия занимает в этом направлении одно до из первых мест, широко применяя информационные системы для обработки данных. Это признано приоритетным способом повышения эффективности регулирования и контроля в определенных сферах деятельности, рассматривается как способ противодействия коррупции.
В Российской Федерации на центральном уровне государственного управления существуют сотни информационных систем, ежегодный прирост составляет около 10 новых информационных систем, рассматриваемых в качестве вспомогательного правового инструмента регулирования общественных отношений. Как следствие, эти многочисленные государственные информационные системы осуществляют накопление все большего объема данных, который часто больше нигде не хранятся в настолько структурированном для обработки виде. Возможность использования в системе регулирования и контроля технологий «больших данных» во многом обусловлена доступностью огромных массивов данных.
Использование системы «больших данных» для регулирования и контроля позволяет решить следующие задачи:
- во-первых, оптимальное планирование городских парковок;
- во-вторых, создание сервисов, информирующих автовладельцев относительно планов проведения ремонта или уборки городских улиц;
- в-третьих, проведение сбора данных относительно состояния линий электропередач, автомобильных дорог, систем водоснабжения и водоотведения в онлайн-режиме;
- в-четвертых, организация социально-ориентированного движения общественного транспорта;
- в-пятых, сокращение уровня бюджетных затрат и так далее.
Использование системы «больших данных» позволяет оптимизировать различные процессы государственного управления, использовать их в избирательном процессе, делать прогнозы, не ограничиваясь статистической выборкой.
Западный опыт показывает, что сведения, которые содержатся в государственных информационных системах, позволяют выявлять граждан, злоупотребляющих системой государственного обеспечения, к примеру, получающих несколько пенсий, дублирующихся в списке избирателей, получающих пособие за умерших родственников и так далее.
Россия активно использует систему «больших данных» для осуществления контрольной деятельности. К примеру, российская налоговая служба обрабатывает электронную форму декларации по налогу на добавленную стоимость, книги покупок и книги продаж, а также журналы учета счетов-фактур с помощью специализированный технологической базы, что позволяет выявить тех хозяйствующих субъектов, которые получают вычет по налогу на добавленную стоимость, превышающий 89 %. Применение этой системы в восемь раз снизило количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми хозяйствующими субъектами.
Применение систем больших данных в регулировании и контроле требует разумности. Принятие решений только на основе разорванных цепочек в системе обработки информации невозможно, эти данные лишь создают возможность для проведения стандартных контрольных мероприятий.
К примеру, налоговая недоимка НДС в рассмотренном случае возможна только по результатам выездной налоговой проверки, выявлению фактов и обстоятельств фиктивных сделок, получению доказательств эффективности документооборота.