Региональная бюджетно-налоговая система – это элемент бюджетно-налоговой системы государства, включающий в себя: региональный бюджет, региональные налоги и сборы, региональные льготы, субвенции и дотации, финансовые и налоговые отношения с органами государственного управления федерального уровня и органами муниципального управления.
Сущность региональной бюджетно-налоговой системы
Бюджетно-налоговую систему Российской Федерации составляют бюджеты следующих уровней:
- федерального;
- регионального;
- муниципального.
Таким образом, бюджетно-налоговая система страны имеет три уровня, каждый из которых обеспечивается определенной совокупностью налогов.
Региональные бюджетно-налоговой системы выступают в качестве составляющих общей бюджетно-налоговой системы страны, подкрепленных региональными сборами, налогами, субвенциями, дотациями, и включенных в систему региональных налоговых и финансовых отношений в органами власти других уровней.
Региональные бюджеты представляют систему отношений экономического характера, направленных на формирование, использование денежных средств для реализации регионального государственного управления в рамках определенной территории. С формальной точки зрения региональный бюджет выступает в качестве финансового плана, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов региона, также определяющих источники финансирования дефицита регионального бюджета и целевую направленность использования его ресурсов.
Основу формирования регионального бюджета составляют налоговые и неналоговые поступления, перечисления безвозвратного и безвозмездного характера. К числу налоговых доходов региональных бюджетов относят систему региональных налогов и сборов, а также ряд отчислений от налогов и сборов федерального уровня. В России к числу региональных налогов относят транспортный налог, налог на имущество хозяйствующих субъектов, налог на игорный бизнес.
Региональные бюджетно-налоговые системы призваны обеспечить реализацию следующих функций:
- закрепление порядка движения потоков бюджетно-налогового назначения в соответствии с уровнями территориальной организации страны и процедурами регулирования этих отношений;
- аккумулирование средств и их использование в общерегиональных целях;
- выполнение органами государственного управления регионального уровня исполнительских и представительских полномочий;
- самообеспечение реализации социальных программ внутрирегионального уровня;
- обеспечение формирования инфраструктурной основы территории региона;
- регулирование использования потенциала региона природно-ресурсного и экологического назначения;
- стимулирование ценностных ориентиров население региона, формирование условий для активизации деловой активности в регионе, проведение структурных преобразований и прочее.
Особенности формирования и построения региональной бюджетной налоговой системы в российской практике
Региональная бюджетно-налоговая система в России обеспечивает аккумулирование примерно половины всех потоков бюджетно-налоговой направленности в государстве. Эта система характеризуется значительными колебаниями в разрезе доходов и расходов.
Российская практика формирования региональных бюджетно-налоговых систем предполагает наличие собственных и регулирующих доходов. К числу собственных доходов региональных бюджетно-налоговой системы относят совокупность региональных налогов и сборов, а также доходы от использования регионального имущества, от оказания платных услуг государственными учреждениями регионального уровня. К регулирующим доходам относят отчисления от налогов и сборов федерального уровня, которые поступают в региональные бюджеты, а также суммы субвенций, дотаций, субсидий и иных платежей.
В российской практике построения региональных бюджетно-налоговых систем характерно преобладание в них регулирующих источников, доля которых достигает 40%. Для российской региональной бюджетно-налоговой системы характерен высокий уровень разнородности, на минимизацию которого и направлены регулирующие доходы.
Зарубежный опыт построения региональных бюджетов
Существуют три основных моделей построения региональных бюджетов.
Первая модель предусматривает разделение бюджетов в соответствии с категориями налогов. В рамках этой модели региональный бюджетно-налоговой системе соответствует региональные базовые налогам. Применение такой модели обеспечивает разграничение бюджетных доходов и минимизацию перераспределительных процессов бюджетно-налоговой системы государства. Преимуществом данной системы является формирование стабильных и понятных принципов взаимодействия регионов и центральных властей. Недостатком данной модели является то, что она требует сравнительной однородности регионов в налоговом смысле, что трудно достижимо на территории больших государств.
Вторая модель построения региональной бюджетно-налоговой системы основана на разделении доходов от налогов. В этом случае обеспечивается фиксация процентных ставок, обеспечивающих распределение конкретных видов налогов между центральным бюджетом и бюджетами регионов. Эта модель допускает возможность соединения ставок, когда и на федеральном, и на региональном уровне предусматриваются свои показатели. Преимуществом данной системы является наличие широких возможностей увеличения масштабов перераспределения средств бюджетной системы.
Третья модель построения региональной бюджетно-налоговой системы предусматривает изъятие определенной части региональных налогов в центральный бюджет государства. Недостатком данной модели является опасность децентрализации бюджетной системы.