Реформирование государственного управления в России – это целенаправленная деятельность органов публичного управления федерального и регионального уровней, институтов гражданского общества, населения, опосредующая разработку и реализацию административных реформ по модернизации и оптимизации механизма государственного управления для повышения эффективности обеспечения прав и свобод личности и прогрессивного социально-экономического развития регионов и страны в целом.
История и значение реформирования государственного управления
Историческое развитие государственных и общественных систем в результате кризисных эволюционных явлений сопряжено со становлением демократических принципов, институтов, механизмов управления. В свою очередь, такие изменения провоцируют повышение уровня политической культуры среди населения.
Постепенное утверждение в обществе ценностей демократического политического устройства, правового государства и гражданского общества в практике страны Западной Европы стало основой понимания необходимости эволюционных преобразований государственного механизма и государственного устройства для обеспечения прав личности. Эволюционное реформирование всегда гарантирует снижение социальной напряженности, протестная же, революционная форма преобразования государственного механизма всегда ведет к распространению конфликтов.
Очевидно, что сегодня единственным перспективным направлением реформирования системы государственного управления следует считать эволюционное развитие институтов государства, главной целью функционирования которых являются обеспечение прав личности.
Реформирование государственного управления должно быть ориентировано на социальные запросы. Иначе говоря, усилия системы органов государственного управления по собственной модернизации должны быть направлены на те сферы общественной жизни, которыми население недовольно в которых назревает конфликт.
Утверждение в механизме государственного управления демократических принципов, повышения политической и правовой культуры населения позволяет проводить планомерную постепенную эффективную работу по модернизации и оптимизации государственного управления при активном участии населения.
Отсюда, в качестве приоритетного принципа реформирования государственного управления в России на современном этапе следует выделить развитие личности: различные элементы системы государственного управления должны быть реформированы с точки зрения повышения их эффективности для наиболее полного обеспечения прав личности в конкретной сфере управления. Иными словами, реформирования должно быть откликом на социальный запрос.
Характеристика реформирования государственного управления в России
Наука и практика государственного управления позволяет выделить следующие основные направления реформирования государственного механизма.
Прежде всего, это процесс цифровизации системы публичного управления. Фактически названная цель реализуется в стране уже третье десятилетие, проведено значительное число мероприятий по указанному направлению, в частности, планирование и прогнозирование управленческой деятельности сегодня происходит на основе программно-целевого и проектных методов. Однако говорить о полной реализации названной цели не представляется возможным, поскольку проектное и программно-целевое управление проникло не во все сферы, а во многих сферах оно носит формальный характер.
Открытой остается проблема повышения профессионального уровня и компетентности госслужащих государственной системы, не решен вопрос оттока кадров государственной службы. Названные трудности могут быть преодолены посредством целенаправленного реформирования институтов отбора, поощрения, аттестации служащих, создания в сотрудничестве с образовательными учреждениями инструментов перманентного повышения профессионального уровня государственных служащих исходя из практических проблем их непосредственной деятельности и социальных запросов.
Тесно сопряжена с вышеназванной проблема неэффективности кадровой политики в области государственной службы. Фактически специалисты находящиеся на младших должностях государственной службы выполняют значительный объем работы, не получая должного финансового вознаграждения, при этом у таких специалистов отсутствует понимание выстраивание карьеры, перспективы ее развития. Названные трудности должны быть преодолены посредством конкурсного отбора на вышестоящие должности публичного управления, причем к конкурсу на равных условиях должны быть допущены специалисты из частной сферы. Кроме того, специалистами кадровой службы должна проводиться работа с поступившими на службу лицами для разъяснения возможных перспектив карьерного развития.
Еще одним важнейшим направлением реформирования системы государственного управления являются противодействие коррупции. Государством и обществом приложено немало усилий к изживанию этой негативной тенденции в системе государственного управления, однако по-прежнему коррупционность государственного механизма в России остается крайне высокой. Представляется, что преодолеть названную проблему возможно только посредством повышения прозрачности и доступности процедур разработки, принятия и реализации управленческих решений для населения. Одним из направлений повышения доступности и прозрачности публичного управления является внедрение в сферу публичного управления повсеместно информационных технологий, которые бы в режиме реального времени позволяли всем заинтересованным субъектом получать информацию относительно управленческих процессов протекающих в конкретном государственном органе.
Важнейшим направлением повышения эффективности государственного управления является повышение эффективности управления экономикой. Сегодня это требует от государства мощнейшей поддержки инновационного обновления всех отраслей производства, в частности, необходима разработка и реализация:
- системы мер поддержки малого и среднего бизнеса,
- системы мер поддержки предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновации и др.