Государственная инновационная политика в регионе – это целенаправленная управленческая деятельность органов региональной власти, направленная на оказание всесторонней поддержки развития научной, научно-технической и инновационной отраслей в регионе, объединяющая систему законодательных, организационных, финансовых и других мероприятий.
Значение реализации государственной инновационной политики в регионе
Реализация демократических принципов организации общества и государства, благосостояние общества и обеспечение прав отдельной личности напрямую зависят от эффективности государственной политики в области инноваций. Как демонстрирует практика зарубежных государств, в современных условиях наиболее высокий уровень жизни населения связан с уровнем внедрения инноваций, с развитием инновационной экономики.
Очевидно, что прогрессивное будущее российской экономики может быть связано только с переходом от сырьевой ее формы к инновационной. Отсюда важнейшее значение приобретает государственная политика по поддержке инновационной активности населения.
Эффективная государственная инновационная политика в России требует управленческих усилий по двум направлениям:
- разработка, организация и реализация мероприятий поддержки инновационного развития на федеральном уровне;
- разработка, организация и реализация мероприятий поддержки инновационного развития на региональном уровне при учете значимых специфических характеристик региональной территории, прежде всего, при учете конкурентных преимуществ.
Итак, конкурентоспособность экономики страны на международном рынке зависит от конкурентоспособности экономик региональных территорий. В свою очередь, уровень экономического развития региональной территории определяет уровень благосостояния населения. Сегодня рост экономики напрямую связан с разработкой и внедрением инноваций.
Основные направления государственной инновационной политики в регионе
Государственная инновационная политика в регионе представляет собой целенаправленную урегулированную законом деятельность органов региональной власти, направленную на инновационное, научно-техническое, научное развитие региональной территории.
Поддержка инноваций со стороны государства, в том числе и на уровне регионов, имеет большое значение, поскольку разработка и внедрение инноваций требует привлечения значительного объема капитала, высокопрофессиональных кадров, существенных временных затрат. Так, процесс разработки и внедрения инноваций включает следующие этапы:
- проведение фундаментальных научных изыскание и прикладных научных исследований;
- производство экспериментальных исследований, опытно-конструкторских работ;
- внедрение инновационного продукта на рынок, распространение инновационного продукта среди потребителей и пр.
Государственная инновационная политика в регионе должна учитывать специфику различных этапов инновационного процесса.
Так, очевидно, что процесс проведения научных изысканий фундаментального характера может быть продолжительным по времени и высокозатратным, а потому на указанной стадии дополнительное или полное финансирование инновационных исследований на территории регионов должно осуществляться за счет бюджетных средств на принципе безвозвратности. Эта стадия инновационных исследований в условиях российской действительности крайне редко финансируется за счет средств частного сектора также и по причине высокой рискованности вложений.
Необходимо отметить, что государственная инновационная политика в регионе в рассматриваемой сфере должно осуществляться, как за счет федеральных бюджетных ресурсов, так и за счет региональных средств. При этом региональные органы власти должны на основе исследования текущего состояния социально-экономической и прогностической деятельности определять приоритетные для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития территории отрасли хозяйства, в которые необходимо направлять ресурсы для инновационной модернизации.
Наиболее эффективным инструментам распределения таких финансовых ресурсов следует признать конкурс. Посредством конкурсного отбора в регионе целесообразно определять организации или отдельных специалистов для предоставления им грантов на проведение соответствующих научных исследований в области инноваций.
Когда разработка инновационного продукта переходит на стадию экспериментальных, прикладных исследований и разработок опытно-конструкторского характера, в инновационный процесс становится возможным привлекать частных инвесторов, что предопределяет два основных направления государственной инновационной политики в регионе на этой стадии:
- формирование благоприятной среды для размещения частного капитала, в том числе разработка и реализация льготных предложений в налоговой и таможенной сферах, снижение административных барьеров, обеспечение инфраструктуры и пр.;
- предоставление для поддержки приоритетных для стратегического развития региональной территории разработок инновационного продукта субсидий за счет ресурсов бюджета федерального или регионального уровней.
Сложной и не менее важной стадией инновационного процесса выступает выпуск инновационного продукта на рынок. Важно понимать, что завершение стадии разработки инновационного продукта и вывод продукта на рынок могут быть существенно отдалены по времени. На этом этапе мероприятия государственной инновационной политики должны быть направлены на сокращение такого временного разрыва.
Особую значимость здесь приобретают мероприятия, направленные на формирование необходимого для вывода продукта на рынок информационного поля, в частности, необходимо распространить информацию о продукте в среде потенциальных потребителей.
Названный этап также может быть дополнен такими финансовыми инструментами, как предоставление государственного имущества для реализации инновационных разработок, выдача государственных гарантий для предоставления займов кредитными организациями.