Развитие транспортного обслуживания населения – это комплекс концепций, программ и конкретных мероприятий, реализуемых органами публичного управления на всех уровнях, а также частными субъектами с целью организации и функционирования транспорта для удовлетворения потребностей населения по использованию личного и общественного транспорта в личных, трудовых, предпринимательских и иных целях.
Значение развития системы транспортного обслуживания населения
В России ежегодно степень автомобилизации населения увеличивается на 5%. Это обусловлено развитием предпринимательской и трудовой активности российского населения, что, в свою очередь, ведет к росту спроса на передвижение, причем этот рост происходит, как в количественном, так и в качественном выражении.
Вопросы необходимости развития отечественной системы транспортного обслуживания населения обсуждаются на самом высоком уровне публичного управления, в частности, в президиуме Государственного совета с участием главы государства, который подчеркнул, что социальное назначение общественного транспорта требует упорядочения и повышения эффективности пассажирских перевозок. Среди приоритетных направлений развития общественного транспорта главой государства были названы:
- расширение маршрутных сетей;
- повышение эффективности и надежности транспортного сообщения, прежде всего, его безопасности;
- обеспечение высокой степени удовлетворенности потребностей населения.
Практика модернизации транспортных систем в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: после достижения относительно высокого уровня развития инфраструктура транспорта в крупных городах должна обязательно модернизироваться системно, комплексно, поскольку фрагментарная бессистемная оптимизация транспортной системы не позволяет достичь целей оптимизации и повышения качества и эффективности расширения транспортной системы. Указанное обусловлено следующими обстоятельствами: степень автомобилизации населения растет быстрее, чем уровень обеспеченности автомобильными дорогами, и это оставляет неразрешенными проблемы загруженности транспортной инфраструктуры.
Неэффективность транспортной системы влечет следующие негативные последствия:
- транспортная система не решает те социально полезные функции, для которых учреждается и используется – она не обеспечивает личные, трудовые, предпринимательские и иные потребности населения в транспорте;
- растет загруженность транспортной системы, а это, в свою очередь, ведет ухудшению функционального состояния транспортной системы, пробкам, повышению давления на экологическую обстановку, росту объема расходов топлива;
- увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий.
Итак, очевидно, что развитие транспортной системы должно реализовываться посредством разработки и осуществления комплексной концепции такого развития для конкретной территории и территории страны в целом.
Моделирование развития системы транспортного обслуживания населения
Сегодня развитие системы транспортного обслуживания населения предполагает не только увеличение парка общественного транспорта и строительство дополнительных объектов транспортной инфраструктуры. Это, прежде всего, требует научно обоснованного подхода к мероприятиям развития. Модели развития системы транспортного обслуживания населения должны выстраиваться и с учетом объективных обстоятельств проверяться на предмет тех последствий, которые повлечет за собой строительство каждого конкретного объекта транспортной инфраструктуры.
Специальной мерой по улучшению системы транспортного обслуживания населения является повышение эффективности функционирования транспорта общественного назначения. В качестве важнейших мер в этом направлении следует рассматривать обеспечение перманентного обновления и модернизации автомобильного транспорта общественного назначения на территории муниципальных сообществ. Кроме того, важнейшим направлением оптимизации работы системы транспортного обслуживания населения являются мероприятия по обеспечению необходимой частоты перевозки населения в соответствии с утвержденным расписанием на территории муниципальных образований.
Благотворно на развитии системы транспортного обслуживания населения может сказаться и частичная приватизация отрасли общественного транспорта в стране для реализации целей обновления автомобильного парка общественного назначения, реализации мероприятий по обеспечению экономической эффективности функционирования автомобильного парка общественного назначения.
Одним из важнейших мероприятий, позволивших обеспечить рост эффективности системы транспортного обслуживания населения, реализованных в крупных городах является выделение специальных полос для транспорта общественного назначения. Названная мера применима и в муниципальных образованиях со средней численностью и плотностью населения.
Кроме того, к мероприятиям по развитию системы транспортного обслуживания населения можно отнести следующие:
- введение ограничений на расположение парковок и движение частного автотранспорта в центре крупных городов, в том числе посредством организации платных парковок в дневное время в центре города;
- запрет на передвижение грузовых автомобилей в центре города и др.
Приоритетные направления развития системы транспортного обслуживания населения
В качестве первоочередных мероприятий развития системы транспортного обслуживания населения на сегодняшний момент можно выделить:
- перманентное исследование эффективности настройки светофоров;
- изменение схем движения на территории муниципальных образований, между ними, между регионами;
- оптимизация размещения остановок для транспорта общественного назначения;
- обновление парка транспортных средств, используемых для обеспечения общественных нужд, в том числе посредством привлечения частных инвестиций в отрасль;
- строительство объектов транспортной инфраструктуры, которые позволят снизить нагрузку на транспортную систему и др.