Сущность и значение общественного самоуправления
Общественное самоуправление и его развитие представляет собой наиболее эффективный и, по сути, единственно возможный способ объединения граждан и повышения гражданской ответственности и активности населения.
В основе развития общественного самоуправления находится территориальный принцип.
Законодательство Российской Федерации признает такую категорию как территориальное общественное самоуправление. Основное назначение территориального общественного самоуправления состоит в обеспечении населением защиты своих интересов и прав, а также принятия решений по различным вопросам, имеющим значимость для населения конкретной территории.
Общественное самоуправление представляет собой не обычное собрание граждан. Такое собрание должно отвечать определенным требованиям, установленным законодательством. С решениями собраний граждан в рамках общественного самоуправления обязаны считаться органы муниципального управления, на территории которых осуществляется территориальное общественное самоуправление. Территориальное общественное самоуправление подлежат государственной регистрации, особенно в том случае, если территориальное общественное самоуправление формируется как юридическое лицо, не имеющее конкретной организационно-правовой формы, зарегистрированной законодательством.
Вопрос организационно-правовой формы общественного самоуправления в российском законодательстве на сегодняшний момент остается неурегулированным. Специалисты считают, что общественное самоуправление требует разработки собственного закона, регулирующего порядок его осуществления. В настоящее время порядок регистрации общественного самоуправления различается по субъектам федерации. Некоторые регионы допускают регистрацию органов территориального общественного самоуправления управлениями юстиции как общественных объединений, которые создаются по инициативе населения, вступившего в объединения в связи с общностью интересов и необходимостью достижения общих целей, прописанных в уставе объединения. При этом следует понимать, что характер общественного объединения предусматривает добровольное членство, а также обязательность решений руководящего органа этого общественного объединения только для его участников.
Территориальное общественное самоуправление при этом предусматривает обязательность решений в рамках установленных полномочий для всего населения территории, на который действует общественное самоуправление. Как следствие, регистрация органов территориального общественного самоуправления в качестве общественных объединений не отвечает требованиям законодательства. Территориальные органы общественного самоуправления следует регистрировать на основе предъявления в регистрирующий орган необходимой документации, выступающей подтверждением выбора этого органа. То есть при регистрации общественного самоуправления следует идти тем же путем, что и при регистрации органов муниципального управления представительного характера.
Направления деятельности общественного самоуправления
Общественное самоуправление призвано принимать решения по следующим направлениям деятельности:
- во-первых, осуществление работы с гражданами, проживающими на территории подлежащей общественному самоуправлению. Такая работа включает в себя рассмотрение жалоб, проведение разъяснений и так далее;
- во-вторых, организация контроля работ по благоустройству территорий;
- в-третьих, принятие участия в проведении экспертизы и приемке строительных работ, преимущественно в социальной сфере;
- в-четвертых, организация и проведение мероприятий в сфере физической культуры и спорта;
- в-пятых, осуществление материальной помощи гражданам.
Перспективы развития общественного самоуправления
Основным направлением развитие общественного самоуправления является его поляризация и распространение среди населения с целью активизация гражданской позиции населения отдельных территорий.
Мероприятия, проводимые в рамках общественного самоуправления, требуют регулярного освещения посредством средств массовой информации. Такая мера будет способствовать популяризации идеи общественного самоуправления и ее распространению.
Важнейшим направлением развития общественного самоуправления является решение вопросов его финансирования. Финансирование деятельности общественного самоуправления следует осуществлять таким образом:
- во-первых, за счет выделяемых из районных бюджетов средств;
- во-вторых, за счет средств, получаемых от спонсоров для проведения конкретных мероприятий;
- в-третьих, за счет средств жилищно-коммунального хозяйства;
- в-четвертых, за счет средств, полученных от осуществления своих инвестиционных и деловых проектов.
Грамотное управление финансовыми ресурсами общественного самоуправления позволит ему обрести определенную финансовую самостоятельность и выйти на частичную самоокупаемость.
Также перспективным направлением развития общественного самоуправления является смена отношения к данному институту со стороны властей, которым следует признать наличие у данного вида самоуправления больших возможностей. Общественное самоуправление способствует децентрализации власти, обеспечивая максимальную защиту прав и интересов местного населения в части гармоничного развития территории.
Развитие общественного самоуправления должна осуществляться по линии разграничения полномочий государственные муниципальные власти и общественного самоуправления. Это требует разработки целого пакета нормативных документов, регулирующих порядок осуществления общественного самоуправления. Эти документы должны регламентировать вопросы взаимоотношений и сотрудничества органов общественного самоуправления с различными уровнями власти.