Государственная экономическая политика – это отраженная в законодательстве система стратегических и оперативных целей, мероприятий и мер, реализуемых органами публичного управления, институтами гражданского общества, хозяйствующими субъектами в рамках государственно-частного партнерства для обеспечения прогрессивного экономического развития страны и ее отдельных территорий.
Значение государственно-частного партнерства
Становление демократического государства и гражданского общества в России предполагает отказ от системы публичного управления, основанной на принципе подчинения, в пользу модели организации публичного управления, строящейся на сотрудничестве органов публичного управления и населения для обеспечения прав личности и социально-экономического развития государства.
Сегодня государственно-частное партнерство становится объективно необходимой моделью организации сотрудничества государства и населения по ряду причин:
- государство в лице органов публичного управления не всегда располагает организационными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами для эффективной реализации собственных функций;
- частные субъекты хозяйствования заинтересованы в новых направлениях инвестирования.
Кроме того, использование инструментов государственно-частного партнерства позволяет отказаться от передачи в частную собственность предприятий (приватизации) в стратегически важных областях.
При этом необходимо отметить, что под государственно-частным партнерством следует понимать не подключение государственных структур к проектам частных субъектов хозяйствования, а вовлечение частных субъектов хозяйствования в решение приоритетных для общества и государства социально-экономических задач.
В качестве основных признаков государственно-частного партнерства можно выделить:
- субъектами государственно-частного партнерства выступают Федерация и регионы в лице органов публичного управления и частные субъекты хозяйствования – организации и индивидуальные предприниматели;
- партнерские отношения регулируются посредством юридических отношений;
- партнерство нацелено на реализацию важнейших социально-экономических задач.
Применение инструментов государственно-частного партнерства дает возможность обойти отрицательные аспекты мер прямого экономического регулирования, оказывая при этом необходимое позитивное воздействие для целей прогрессивного развития экономики.
Значение государственно-частного партнерства для инновационного обновления экономических отношений в стране обусловлено сочетанием преимуществ бизнеса и публичного управления, что позволяет эффективно реализовать следующие функции:
- реализовывать задачи публичного управления посредством предоставления услуг совместно с представителями бизнеса;
- обеспечивать удовлетворение общественных нужд с привлечением ресурсов частного предпринимательства и др.
Формы государственно-частного партнерства
В зарубежной и отечественной государственной экономической политике реализуются следующие формы государственно-частного партнерства:
- заключение соглашений концессионного характера, в соответствии с которыми публично-правовое образование передает своему партнеру из сферы частного предпринимательства полномочия по исполнению собственных функций на определенный срок с наделением последнего необходимыми дополнительными правомочиями;
- заключение арендных, в том числе лизинговых, соглашений, по которым в пользование частного сектора на выгодных условиях передается имущество, составляющее государственную собственность;
- заключение соглашений, на основании которых представители частного бизнеса принимают на себя обязательства при поддержке органов публичного управления организовывать и развивать приоритетные виды деятельности. Такие контракты на выполнение государственного заказа остаются наиболее распространенными в практике партнерских отношений между органами публичного управления и частным предпринимательством;
- организация совместных предприятий для обеспечения общественных интересов в инвестиционной, научно-технической, инновационной и других общественно значимых сферах;
- заключение соглашений о разделе продукции и др.
Пути развития государственной экономической политики в сфере государственно-частного партнерства
Отечественные органы публичного управления сегодня предпринимают активные шаги для развития государственной экономической политики в области государственно-частного партнерства, а именно:
- разработка и совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, в частности, учреждение государством венчурных инвестиционных фондов, которые направляют финансовые ресурсы в инновационные предприятия;
- создание зон с особыми юридическими условиями – льготными налоговыми, таможенными условиями и др. (особые экономические зоны) для привлечения инвесторов в те сферы, которые имеют важнейшее значение для экономического развития страны, в том числе инновационное производство, производство для замещения импортного продукта, туристическая деятельность и др.
При этом для оптимизации государственно-частных партнерских отношений в стране необходимо:
- формирование условий партнерства таким образом, чтобы оно было выгодно обеим сторонам партнерства, а не представляло собой инструмент реализации функций публичного управления за счет ресурсов частного сектора;
- осознание необходимости вовлечения частного сектора в процессы развития инфраструктуры, решения социальных задач и пр.
Очевидно, что сегодня прогрессивное развитие отечественной экономики напрямую связано с совершенствованием механизмов взаимовыгодного сотрудничества государства в лице органов публичного управления и частных предприятий для эффективного решения экономических и социальных задач.