Государственное управление – это деятельность государственных органов власти и государственных институтов, отдельных должностных лиц, необходимая для реализации властных полномочий и обеспечения развития государства в социально-экономическом плане.
Концепция реформирования государственной службы до 2015 года
В период с 2000 по 2015 год система государственного управления характеризуется активным формированием, начало которому было положено Концепцией 2001 года, направленной на формирование оптимальной модели государственного управления в Российской Федерации. Необходимо отметить, чтобы определенное реформирование осуществлялось и до принятия концепции, однако ее задача состояла в обеспечении структурированности реформы и достижении максимального эффекта от ее реализации.
Предконцептуальный период был ознаменован принятием серии законов, регулирующих порядок государственного управления. Он сформировал принципиальные основы государственной службы, определила статус государственных служащих, выделил различные виды государственной службы. При этом принимаемые акты не имеют систематизированного характера, обнаружили ряд противоречий ведомственным нормативным актам, не обеспечили полноценного решения проблем организации государственного управления.
Все это способствовало разработке концепции реформирования государственной службы в Российской Федерации, утвержденной в 2001 году. Концепция отмечала ряд таких недостатков государственного управления на момент ее принятия как низкий уровень престижности государственной службы, низкий уровень эффективности работы государственных служащих, отсутствие последовательности в реализации кадровой политики на уровне государства, коррумпированность государственных служащих и так далее.
Задача реформирования государственного управления в этот период состояла в обеспечении роста эффективности государственной службы. Это требовало приведения системы государственной службы в соответствие со сложившимися условиями социально-экономического характера, создания нормативно-правовой базы реформирования государственного управления, формирования системы управления государственной службой, введения регламентации процессов государственного управления и оказания государственных услуг, проведения информатизации.
Концепция обеспечила выделение этапов реформы, хотя немного размытых. Так, в период с 2001 по 2002 год предполагалась разработка программы реформирования государственного управления, создание правовых, организационных, финансовых и методических основ реализации программы. В период с 2003 по 2006 годы необходимо было создать механизм функционирования государственного управления, меняя параметры реформы по ситуации. В этот период были провозглашены принципы государственной службы.
Кадровая политика в системе государственной власти была ориентирована на создание кадрового резерва, осуществление регулярной ротации кадров. Были введены служебные регламенты, перечни должностей государственной службы, их группы, квалификационные требования. Эти меры должны были способствовать повышению качества государственного управления, оказания государственных услуг.
Административная реформа государственного управления в Российской Федерации
С 2005 года концепция реформирования государственной службы поддерживается административной реформой, осуществляемой параллельно. Изначально планировалась комплексная реализация этих двух реформ, но на практике в полной мере эти планы воплотить не удалось.
Концепция административной реформы государственного управления включала в себя следующие постулаты:
- во-первых, введение ограничений на вмешательство органов государственной власти в осуществление экономической деятельности;
- во-вторых, отказ от избыточного государственного регулирования;
- в-третьих, обеспечение роста качества государственных услуг;
- в-четвертых, обеспечение роста эффективности функционирования органов государственной власти;
- в-пятых, обеспечение роста информационной открытости государственного управления.
Административная реформа обеспечила преобразование системы органов исполнительной власти с целью формирования единой системы, способной работать в автоматическом режиме для обеспечения общественных интересов. В качестве объектов административной реформы выступили федеральные органы власти исполнительного характера, органы исполнительной власти регионального уровня, государственные организации, действующие при органах государственной власти, другие системы управления, наделенные определенными государственными полномочиями.
Административная реформа государственного управления была основана на изучении и использовании опыта развитых стран.
Программа реформирования государственного управления предполагает достижение определенных целевых показателей, среди которых можно отметить степень удовлетворенности населения доступностью и качеством государственных услуг на уровне 70%, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров до уровня 3% от выручки, повышение эффективности государственного управления и качества государственного управления до 70 %.
Показатель снижения коррупции в сфере государственного управления не имел целевого уровня, однако предполагал контроль исходных значений, среди которых уровень контроля за коррупцией составлял 28%, а индекс восприятия коррупции обеспечивал России 90-е место в мире.
Оценочные мероприятия в отношении достигнутых в ходе реформы результатов показали положительную динамику только по первому из перечисленных показателей. Граждане продемонстрировали практически восьмидесятипроцентную удовлетворенность от доступности и качества государственных услуг. Все остальные показатели не достигли целевого уровня.
Это сформировало основу для дальнейшего реформирования государственного управления, поиска новых направлений модернизации государственной власти, мер повышения эффективности государственного управления.