Формы частно-государственного партнерства в инновационной сфере – это способы организации взаимодействия государственного сектора и частных партнеров в сфере инновационной деятельности при реализации определенных проектов в рамках частно-государственного партнерства.
Сущность и значение частно-государственного партнерства в инновационной сфере
Инновационные проекты в условиях современного общества не могут осуществляться только за счет средств бюджетной системы, которая не всегда способна вынести такую нагрузку. Выходом в этих условиях является реализация различных форм частно-государственного партнерства, обеспечивающих привлечение к финансированию инновационных проектов средств предпринимателей, одновременно формирующее спрос на результаты инновационных разработок.
Частно-государственное партнерство – это соглашение, которое заключается между частной компанией и государством с целью производства и оказания инфраструктурных услуг посредством привлечения дополнительных инвестиций и обеспечения роста эффективности бюджетного финансирования. Частно-государственное партнерство в инновационной сфере – это сотрудничество, равными участниками которого выступает государство и бизнес, заинтересованные друг в друге.
Обоюдная заинтересованность участников является краеугольным камнем частно-государственного партнерства. Государство как участник такого партнерства в инновационных процессах выступает как обязательный партнер в связи с тем, что зачастую в развитии нуждаются те сферы экономики, в которых бизнес слабо заинтересован или не готов участвовать на условиях полного финансирования из-за высокой капиталоемкости проектов и длительного периода их окупаемости. При этом государство обеспечивает формирование условий и стимулов, которые привлекают частный сектор к инновациям в соответствии с потребностями современного общества.
В основе частно-государственного партнерства в инновационной сфере лежат следующие принципы:
- во-первых, принцип соответствия партнерства целям инновационного развития экономики государства и всех ее субъектов;
- во-вторых, принцип подчиненности партнерства решению текущих и стратегических задач инновационного развития экономики государства;
- в-третьих, принцип соблюдения равенства интересов участников частно-государственного партнерства и свободы выбора;
- в-четвертых, принцип невмешательства государства в сферу ответственности частного партнера;
- в-пятых, принцип конкурентности и ответственности за выполнение условий контракта.
Характеристика форм частно-государственного партнерства в инновационной сфере
Для российской практики частно-государственного партнерства в инновационной сфере характерно наличие следующих форм:
- во-первых, административные договоры или контракты, которые заключаются от имени России, ее субъектов или муниципальных образований с частными партнерами с целью обеспечения осуществления определенных видов деятельности;
- во-вторых, аренда, которая осуществляется в форме лизингового или арендного договора и предусматривает передачу на определенных условиях частному партнеру муниципального или государственного имущества на конкретный период времени. Лизинговый договор предусматривает возможность для частного партнера выкупить указанное государственное или муниципальное имущество;
- в-третьих, концессионное соглашение, в рамках которого государство или муниципальное образование, сохраняя право собственности на имущество, уполномочивает частного партнера осуществлять его использование в течение конкретного промежутка времени. При этом право собственности на созданные инновационные продукты переходят к частному партнеру;
- в-четвертых, соглашение о разделе продукции, в рамках которого частный партнер на возмездной основе на определенный срок получает исключительное право на поиск, разведку и добычу природных ископаемых на определенном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. В свою очередь на частного партнера возлагается риск осуществления и финансирования проведения указанных работ;
- в-пятых, контракты, которые сочетают в себе разные виды работ и отношений собственности. К примерам таких контрактов можно отнести создание совместных предприятий.
Перспективы развития частно-государственного партнерства в инновационной сфере
Частно-государственное партнерство в инновационной сфере характеризуется высокой динамикой. Постоянно расширяются возможности осуществления частно-государственного партнерства в различных сферах за счет появления новых организационных форм такого партнерства. К примеру, в рамках частно-государственного партнерства частно-государственные партнеры могут осуществлять присоединение к уже действующей компании. При этом государство ограничивает свое участие долей блокирующего меньшинства, обеспечивая себе достаточное влияние на деятельность компании, а частные партнеры получают более широкие полномочия, что обеспечивает их повышенную заинтересованность в частно-государственном партнерстве.
Расширение форм частно-государственного партнерства в инновационной сфере способствуют увеличение сфер деятельности, в рамках которых взаимодействуют государство и частные партнеры. Объектами приложения частно-государственного партнерства могут выступать железные дороги, автомобильные дороги, автостоянки, сооружения по производству и передаче энергии, социально-бытовая и культурная сфера, кабельное телевидение, здравоохранение, национальная оборона и так далее.
Активно внедряются в инновационную сферу такие формы частно-государственного партнерства как:
- во-первых, бизнес-инкубаторы;
- во-вторых, технопарки;
- в-третьих, кластеры;
- в-четвертых, инновационно-технологические центры.
Развитию форм частно-государственного партнерства в инновационной сфере препятствуют пробелы в законодательстве, которые в недостаточной мере регулируют порядок его осуществления.