Электронное государство - это существенный элемент организации новой модели публичного управления, отражающий совокупность каналов внутренних коммуникаций в сфере власти и взаимодействия с внешними субъектами и объектами.
Особенности современного публичного управления
Концепция электронного государства в рамках нового публичного управления характеризуется следующим образом:
- во-первых, современное государство в рамках внедряемой модели стремится к передаче многих функций публичного управления негосударственным операторам, кроме того, рыночная экономика обеспечивает саморегуляцию отдельных сфер своего функционирования. Это ведет к сокращению и сужению сферы публичного управления;
- во-вторых, современное публичное управление стремится к развитию государственно-частного партнерства, передаче части оказываемых услуг публичного характера в руки частных субъектов, являющихся участниками публично-частных партнерств;
- в-третьих, современное публичное управление характеризуется существенным развитием инструментария, его модификацией и усложнением сочетаний, в том числе за счет использования в системе публичного управления бизнес-стратегий и стратегий корпоративного управления;
- в-четвертых, структурно-функциональное усложнение и расширение децентрализации публичного управления;
- в-пятых, ориентация на упрощение требований законодательства и дебюрократизация процесса публичного управления;
- в-шестых, активизация взаимодействия органов государственного управления с иными видами и формами управления, усложнения их взаимосвязей;
- в-седьмых, развитие электронной формы публичного управления, расширение количества и объема оказываемых в электронной форме публичных услуг;
- в-восьмых, усложнение и расширение взаимодействия и взаимосвязей законодательства и иных способов нормативной регламентации, стремление к легитимации неправовых систем нормативной регламентации.
Концепция электронного правительства
Современное публичное управление стремится к переходу в электронную форму оказания государственных и муниципальных услуг. Электронные публичные услуги, ориентированные на население, обеспечивают предоставление этих услуг на условиях эффективности, персонализации, демократичности.
Публичная власть вовлекается в использованием информационно-коммуникационных пространств и технологий на протяжении длительного времени с целью повышения эффективности своего функционирования. Эффективность государственного управления за счет применения информационных технологий существенно возросла за два последних десятилетия.
На современном этапе развития электронного государства характерно существенное расширение спектра оказываемых в электронной форме услуг, к числу которых относится как подача налоговых деклараций, так и получение свидетельства о заключении или расторжении брака, рождении детей, возможность осуществлять голосование онлайн и так далее.
Термин «электронное государство» отличается сравнительно недавней историей, используется для фиксации законности любого вида применения коммуникационно-информационных технологий в сфере публичного управления.
Электронное государство можно рассматривать как процесс осуществления реформ функционирования органов публичного управления, распределения информационных данных и оказания услуг внешним и внутренним клиентам.
Задачи и преимущества электронного государства
Электронное государство предусматривает использование информационных технологий для упрощения и преобразования форматов взаимодействия с населением, хозяйствующими субъектами, иными ветвями и органами государственного управления. Применение информационных технологий для целей публичного управления призвано решать следующие задачи:
- во-первых, оптимизировать и повышать эффективность оказания государственных и муниципальных услуг населению, хозяйствующим субъектам, иным органам власти;
- во-вторых, улучшать взаимодействие государства и отраслей промышленности;
- в-третьих, обеспечивать быстрый и оптимальный доступ населения к информационным данным;
- в-четвертых, обеспечивать рост эффективности публичного управления.
Электронное государство обеспечивает реализацию следующих преимуществ:
- во-первых, снижает коррупцию в органах публичного управления. Чиновник не осуществляет непосредственного взаимодействия и общения с населением и иными субъектами, следовательно, не может предъявлять незаконные требования в обмен на оказание публичных услуг;
- во-вторых, повышает прозрачность публичного управления;
- в-третьих, обеспечивает рост доходов государства и сокращение его расходов;
- в-четвертых, повышает удобство и эргономичность публичного управления.
С одной стороны, электронное государство выступает в качестве общественного блага, предоставляющего дополнительные каналы взаимодействия государственных органов управления и населения, с другой стороны, представляет собой возможность для применения информационных технологий с целью преобразования государства в соответствии с потребностями современного времени.
Электронное государство обеспечивает уход от традиций этического публичного управления.
Для публичного управления в рамках электронного государства характерны гибкость, наличие горизонтальных структур, процессов. Популярность электронного государства обусловлена улучшением качества оказываемых публичных услуг. Помимо этого, электронное государство дает возможность максимального вовлечения граждан в процесс публичного управления.
Информационные технологии в рамках электронного государства обеспечивают предоставление населению услуг и управление законодательными процессами. Оно способствует улучшению взаимоотношений населения и государства.
Внедрение электронного государства в системе публичного управления требует дополнительных расходов на обеспечение защиты информационных данных, предотвращение злоупотребления этими данными.