Разработка технического задания при закупках – это процесс формирования документа, описывающего объект закупки с учетом требований, установленных законодательством.
Сущность технического задания при закупках
На уровне федерального законодательства устанавливаются единые требования к формированию технического задания при осуществлении закупок. Эти требования носят обязательный характер при составлении технического задания независимо от способа осуществления закупки.
Техническое задание представляет собой описание требований к товарам, услугам и работам, приобретаемым в ходе закупки, выступающее в качестве отдельного приложения к договору либо документа, которым заказчик дает описание объекта закупки.
Содержание технического задания во многом определяет успех государственной или муниципальной закупки. Техническое задание выступает в качестве инструкции для персонала, позволяющей обеспечить сопоставление конечного результата с плановыми показателями.
Правила составления технического задания при закупках
Государственные и муниципальные закупки строго регламентированы законодательством. Одним из элементов государственных и муниципальных закупок выступает техническое задание.
При составлении технического задания при закупках действует следующее правило, установленные федеральным законодательством:
- во-первых, объективный характер описания объекта закупки;
- во-вторых, указание функциональных, технических, эксплуатационных и качественных характеристик объекта закупки в его описании;
- в-третьих, нейтральность технического задания, то есть отсутствие попыток ограничения количества потенциальных участников за счет предъявления чрезмерных требований к работам, товаром, услугам.
В техническом задании должно содержаться описание пожеланий конечного потребителя. Техническое задание не должно вести к покупке предметов роскоши.
Содержание технического задания при закупках
Законодательство закрепляет недопустимость включения в техническое задание следующих элементов описания объекта закупки:
- требования или указания в отношении товарных знаков;
- требования или указания в отношении знаков обслуживания;
- требования или указания в отношении фирменных наименований;
- указания или требования относительно наименования места происхождения товара;
- требования или указания относительно конкретного производителя и так далее.
Недопустимо указание требований к объекту закупки, устанавливающих ограничения в отношении количества участников закупки, за исключением тех случаев, когда нет иного способа описать объект закупки.
Попытками ограничения конкуренции со стороны заказчика признаются следующие случаи:
- во-первых, включение в описание объекта закупки разнородной продукции, не имеющей функциональной или технологической взаимосвязи;
- во-вторых, установление реальных требований к срокам поставки, оказания услуг, выполнения работ;
- в-третьих, установление характерных для конкретного товарного знака требований к продукции, работам, услугам.
Все перечисленные приемы ограничения конкуренции могут быть признаны незаконными и выступить в качестве основания для возбуждения дела об административном производстве.
При формировании технического задания целесообразно указывать технические регламенты, однако отсутствие конкретного указания не освобождает от применения технических регламентов. При условии внесения в техническое задание даже необязательного ГОСТа его применение становится обязательным для участников договора.
На заказчика возлагается обязательство указания минимальных или максимальных значений показателей, характеризующих товары, услуги, работы. В свою очередь, на участников закупок возлагается обязанность указания конкретного значения, присущего предлагаемому товару, работе, услуге. Заявки участников не допускают двусмысленного толкования значений, употребления слов «эквивалент», «не более / не менее», «от и до», за исключением предусмотренных государственными стандартами случаев.
Законодательство устанавливает запрет на включение в один лот товаров, услуг и работ, не имеющих функциональной или технологической связи. Например, в один лот допускается включение разнообразных строительных материалов и работ в том случае, если они приобретаются для осуществления ремонта в одном помещении. В этом случае только поставка разнородных материалов не выступает в качестве предмета контракта.
Рекомендации по формированию технического задания при закупках
Составление технического задания рекомендуется осуществлять следующим образом:
- во-первых, объект закупки должен быть описан объективно. Заказчик должен четко и ясно изложить описание того, в чем он нуждается, без допуска разночтения и двусмысленности. В случае неясности поставщик имеет право на подачу запроса, разъясняющего описание объекта закупки;
- во-вторых, описание предмета закупки должно содержать перечень функциональных, технических характеристик, которые требуются заказчику от товаров, работ, услуг;
- в-третьих, техническое задание должно отвечать требованию нейтральности, не предусматривать ограничений в отношении потенциальных участников за счет чрезмерности требований к товарам, работам, услугам, содержание технического задания не должно включать характеристики конкретного товара определенного производителя. Это признается попыткой ограничения конкуренции при проведении государственной или муниципальной закупки. Такая ситуация допускается в единственном случае, когда нет иного способа исчерпывающим образом описать свойства объекта закупки;
- в-четвертых, с целью исключения приобретения бывшего в употреблении товара в техническом задании должно содержаться требование о новизне товара, то есть не использовании в употребление, отсутствии ремонта, восстановления, осуществления замены составных частей, наличии невосстановленных потребительских свойств.