Понятие национальной безопасности
Национальная безопасность – это состояние защищенности общества, личности и государства от совокупности угроз внешнего и внутреннего характера, обеспечивающее реализацию конституционных свобод и прав российского населения, достойный уровень и качество его жизни, независимость, суверенитет, государственную и территориальную целостность, устойчивость социально-экономического развития страны.
Составляющими элементами национальной безопасности страны являются:
- во-первых, оборона страны;
- во-вторых, различные виды безопасности, гарантированные российской Конституцией и российским законодательством в составе государственной, общественной, экологической, информационной, транспортной, экономической, энергетической безопасности и безопасности личности.
Под угрозами национальной безопасности понимают совокупность факторов и условий, которые создают прямые или косвенные возможности для нанесения ущерба интересам нации.
Государство призвано обеспечивать национальную безопасность. Действия по обеспечению национальной безопасности предполагают реализацию органами государственного и муниципального управления, взаимодействующими с различными общественными институтами, мер, которые направлены на удовлетворение национальных интересов и противодействие угрозам безопасности нации.
Наиболее значимые направления обеспечения национальной безопасности включены в систему стратегических национальных приоритетов России.
Особенности механизма принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности
Значимость национальной безопасности определяет высокий уровень требований к механизму разработки управленческих решений в этой сфере. Обеспечение функционирования национальной безопасности состоит в определенных управленческих воздействиях.
Национальная безопасность представляет собой сложную сферу принятия управленческих решений, характеризующуюся осложненными познавательными конструкциями, касающимися социально значимых проблем.
К числу этих проблем можно отнести следующие:
- во-первых, неблагоприятная динамика демографических процессов на территории российского государства, выражающаяся в депопуляции населения;
- во-вторых, истощенное состояние природных ресурсов, обусловленное низким уровнем применения ресурсосберегающих технологий;
- в-третьих, ориентированность человечества на разработку и создание сверх разрушительных средств вооружения;
- в-четвертых, регулярное возникновение вооруженных конфликтов и войн в различных частях света и так далее.
Продуманность управленческих решений в сфере национальной безопасности оказывает прямое влияние на безопасность общества, личности и государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
На качество принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности влияет степень достоверности информации, получаемой из различных источников. К числу недостатков информационного обеспечения принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности можно отнести следующие:
- во-первых, наличие временной задержки в поступлении информации;
- во-вторых, наличие информационных помех активного и пассивного характера в рамках любых информационных каналов.
Процесс принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности требует проверки достоверности информации, на основе которой осуществляется принятие решений. Наличие ложных предпосылок в информационных данных чревато принятием неэффективных решений, не отвечающих национальным интересам.
Повышение достоверности информации, используемой при принятии решений в сфере национальной безопасности, обеспечивается за счет применения специальных процедур обработки и анализа информационных данных в процессе оценки обстановки в сфере национальной безопасности.
Под оценкой обстановки понимают систему принятия управленческих решений диагностического характера.
Система принятия управленческих решений в сфере национальной безопасности может строиться в соответствии со следующими подходами:
- во-первых, принятие управленческих решений в сфере национальной безопасности осуществляется только верхними уровнями власти, по отношению к которым подчиненные структуры рассматриваться единственно в качестве исполнителей. По отношению к исполнителям осуществляются действия по согласованию задач и выяснению их готовности к решению этих задач. Такой подход позволяет сохранить простор для проявления инициативы со стороны исполнителей, творческого решения задач;
- во-вторых, отказ от централизованного принятия решений, переход к порученческому характеру и осуществление согласования предложений, поступающих от низших уровней управления, или направление их на доработку. В этом случае преобладают применение административных методов управления, предполагающее установление целей высшими уровнями управления, не всегда отвечающих реальным возможностям по достижению этих целей.
Схема принятия решений в сфере национальной безопасности
Принятие управленческих решений в сфере национальной безопасности можно разделить на следующие этапы:
- Обоснование проблемы, описывающее наличие разрыва между существующим и желаемым положением, причин этого разрыва и возможного диапазона решений;
- Предложение альтернативных вариантов решения проблемы национальной безопасности;
- Оценка предложенных альтернатив;
- Выбор оптимального решения проблемы национальной безопасности;
- Прогнозирование и оценка возможного результата.
Решения в сфере национальной безопасности подлежат официальному оформлению в виде нормативных актов, оформляемых преимущественно в форме правительственных постановлений. Также решения в сфере национальной безопасности могут оформляться иными нормативными актами, в том числе региональными, муниципальными и локальными.