Состав расходов на муниципальное управление
Формирование бюджета муниципальных органов или организаций (предприятия или учреждения), как и субъектов иных уровней власти, предполагает планирование расходов по решению задач и осуществлению функций, возложенных на орган или организацию. Следуя положениям бюджетного законодательства, бюджетные расходы опосредуют тот объем денежных средств, которые направляются на реализацию задач и функций государства и муниципалитета.
Традиционно бюджетные расходы классифицируются в зависимости от целей, на которые предполагается направлять денежные средства. Так, по общему правилу, в бюджетной классификации предусматриваются два вида расходов:
- обязательные, которые обеспечивают решение задач социально-экономического развития муниципалитета;
- необязательные, которые направлены на обеспечение реализации мероприятий оперативного характера.
Кроме того, муниципальные бюджетные расходы по характеру планируемых результатов вложения бюджетных средства можно разделить на:
- капитальные или так называемые инвестиционные бюджетные расходы, т.е. расходы, опосредующие вложения бюджетных средств в качестве инвестиций в инновационную деятельность. В частности, в составе таких расходов учитываются бюджетные расходы на развитие муниципалитета;
- текущие бюджетные расходы, т.е. расходы, которые опосредуют вложение денежных средств для обеспечения текущей деятельности муниципальных органов и организаций (предприятий и учреждений).
Процедура исполнения расходной части муниципального бюджета регулируется основным документом муниципального образования – уставом и пр. Муниципальные управленческие расходы осуществляются согласно расходным полномочиям и обязательствам муниципальных органов и организаций (предприятий, учреждений), т.е. исполняются ими в строгом соответствии со своим полномочиями.
Муниципальные и государственные нормативные акты, договоры и соглашения, на основании которых возникают расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, образуют реестр расходных обязательств.
Расходы на муниципальное управление включают в себя две основные группы расходов:
- расходы, которые муниципалитет несет в связи с реализацией полномочий, которые переданы федеральной или региональной властью;
- расходы, которые несет муниципалитет в связи с тем, что решает собственные задачи управления, т. е. реализует полномочия местного самоуправления, в том числе расходы по обслуживанию местного долга.
К числу собственных расходов муниципалитета на муниципальное образование можно отнести:
- расходы, которые обусловлены содержанием органов местного самоуправления;
- расходы, которые муниципалитет вынужден нести в связи с организацией местных выборов;
- расходы на исполнение муниципального заказа;
- расходы, связанные с поддержкой отдельных отраслей и направлений муниципального хозяйства за счет муниципальных финансов;
- расходы по обслуживанию муниципального долга;
- расходы по финансированию муниципальных целевых программ;
- расходы на инвестирование в муниципальную инфраструктуру.
Названные расходы покрываются за счет собственных источников муниципалитета – налоговых и неналоговых доходов, а также бюджетных трансфертов и заемных средств.
Проблема оптимизации расходов на муниципальное управление
В последнее время бюрократический аппарат муниципального управления подвергается жесткой критике, особенно в части значительного объема приходящихся на него расходов. Это требует решения задач оптимизации муниципальных расходов, для чего в частности применимы разработанные Министерством финансов РФ рекомендации для региональных властей.
К числу приоритетных направлений оптимизации расходов на муниципальное управление следует отнести обнаружение и устранение чрезмерных и дублирующих полномочий и задач разных органов муниципального управления. При обнаружении таких дублирующих полномочий следует проводить их реорганизацию посредством укрупнения, когда органы со схожей компетенцией объединяются в один, или посредством слияния, когда к более крупному органу примыкают более мелки, реализующие управленческие функции в той же сфере.
Расходы на муниципальное управление: направления оптимизации
Оптимизация расходов на муниципальное управление может осуществляться за счет повышения эффективности использования имущества муниципальных организаций (предприятий и учреждений) посредством применения следующих механизмов:
- путем возмездного отчуждения имущества муниципальной организации, когда такое имущество не используется, или путем его консервации;
- путем сокращения численности персонала, который обслуживает деятельность муниципальной организации;
- путем передачи не относящихся к непосредственной реализации задач муниципальной организации функций на условиях аутсорсинга иным организациям;
- путем расширения спектра предоставляемых муниципальной организацией услуг и прочее.
Другим приоритетным направлением оптимизации муниципальных расходов выступает модернизация системы закупок для муниципальных нужд посредством применения следующих мер:
- организации единого органа, реализующего полномочия по организации закупок на всех уровнях публичной власти и муниципальных организаций (предприятий и учреждений);
- централизации всех видов деятельности, обслуживающих процедуру закупок, в частности, ведения бухгалтерского учета, осуществления финансового и технического обеспечения, транспортной деятельности, ремонтных работ, кадровой и юридической работ;
- формирования общей электронной площадки для организации закупок и другое.
Не мене важна и оптимизация расходов на муниципальное управление в сфере социальной поддержки населения муниципального образования посредством установления дополнительных критериев к статусу получателя муниципальной социальной поддержки при оплате услуг ЖКХ.