Значение расходов бюджета на общее образование
Расходы бюджета на общее образование – это направляемые государством (в федеративном государстве – государством и относительно самостоятельными административно-территориальными единицами, его образующими) инвестиции, обеспечивающие социально-экономическое развитие посредством личного, профессионального и социального развития нового поколения, повышения производительности труда и сокращения социального неравенства.
В самом общем виде процесс образования можно определить как процесс приобретения накопленных социумом знаний человеком. Как демонстрирует история развития человечества, образование выступает одним из наиболее эффективных инструментов для приобщения к жизни нового поколения и развития общества и личности. Иначе говоря, образование имеет как практическое, так и важнейшее культурное значение. Практическое значение образования заключается в том, в процессе образования человек получает объем знаний, умений, навыков, позволяющих овладеть профессией, а значит, обеспечить собственную жизнедеятельность, став активным участником общественной и государственной жизни. Значение образования с позиции культурного обогащения предполагает, что оно развивает личность, расширяет ее кругозор и пр.
Кроме того, образование имеет значение для государства в целом. Фактически именно посредством образования формируется экономическая и политическая сила нового поколения граждан, определяется будущее культурное и экономико-политическое влияние государства на международной арене. Также образование выступает основой активного участия гражданина в политической, социальной и экономической жизни государства. Таким образом, образование оказывает положительный эффект на государство, частных субъектов и на институты экономической и социальной жизнь общества.
При этом для определения категории расходов бюджета на образование необходимо указать назначение таких расходов в обществе. Расходы бюджета на общее образование:
- это денежные средства, которые направляются из государственного бюджета на образовательную деятельность;
- это эффективные инструменты осуществления государственной политики в сфере образования и, как следствие, в сфере экономики, в сфере политики и т. п.;
- это особые экономические отношения, которые формируются между органами публичного управления и частными субъектами – гражданами и организациями – относительно распределения и использования финансовых и материальных ресурсов, которые необходимы для удовлетворения образовательных потребностей общества.
Когда речь идет о понимании расходов бюджета на общее образование как системе экономических отношений, необходимо понимать, что система таких взаимоотношений объединяет не только должностных лиц и органы публичного управления, но и все население государства.
Специфика федеральных и региональных расходов на общее образование
Основной объем расходов на образование приходится на региональные бюджеты. Так, если из федерального бюджета только двадцатая часть средств направляется на образование, то в региональных бюджетах пятая доля всех средств направляется на нужды образования.
Специфика расходов Федерации и регионов на общее образование определяется следующими параметрами:
- экономическая роль таких расходов и их общественное значение. Так, государство решает задачи обеспечения доступности общего образования, для чего устанавливаются на законодательном уровне гарантии доступности общего образования, а образовательные услуги отнесены к государственным и муниципальным услугам;
- территориальные особенности оказания образовательных услуг. Специфика образовательных услуг требует их географической приближенности к потребителю при учете прав личности на получение качественного и доступного образования. Указанным, в частности, обусловлена высокая доля бюджетных расходов регионов на образование;
- процедурные аспекты направления и использования средств бюджета. Этот параметр связан с необходимостью обеспечить качественное предоставление образовательных услуг всем категориям граждан. Указанное обуславливает широкий спектр форм бюджетного финансирования образовательных услуг, расчет объема необходимого финансирования посредством анализа демографических показателей и ориентацию контроля эффективности бюджетных расходов на общее образование на непосредственные результаты такого образования.
Величина расходов региональных бюджетов на общее образование, их объем в общем объеме бюджетных расходов определяется следующими факторами:
- приоритетные направления федеральной и региональной политики социально-экономического развития;
- эффективность нормативно-правового регулирования образовательной сферы;
- действующие в отечественной экономике процессы инфляции.
Региональные расходы на общее образование определяются исходя из социально-экономической политики Федерации, а также поставленных на определенный период стратегических целей социально-экономического развития региона. Иными словами, параметры, объем, структура и формы бюджетных расходов на образовательные услуги определяются в соответствии с избранными государством приоритетами социально-экономического развития на определенный период. Так, в частности, реформирование системы общего образования может стать фактором, как роста бюджетных расходов региона на образовательные услуги, так и сокращения таких расходов, исходя из целей, задач, инструментов и избранного в регионе типа реформирования.
Правовое регулирование вопросов оказания государственных образовательных услуг выступает базой для формирования расходов бюджетов регионов на образование. Фактически нормативно-правовое регулирование образовательной сферы предопределяет планирование, источники и объемы финансирования бюджетных региональных расходов на общее образование, а во многом, и эффективность таких расходов.