Понятие и сущность рациональной бюрократии
Рациональная бюрократия – это концепция организации современного типа, сменившая патриархальный уклад в управлении.
Теория рациональной бюрократии была предложена социологом из Германии Максом Вебером и оказала существенное влияние на социологию XX века. Концепция бюрократии Вебера стала основой эмпирических исследований в сфере управления. Бюрократическая организация выступила основным объектом исследования такой дисциплина как политическая социология, поскольку такие системы получили максимальное распространение в политической сфере, включая аппарат государственного управления и политические партии.
Основой рациональной бюрократии стало изучение Вебером системы государственного управления, действующей в Германии в начале XX столетия. Эту бюрократию можно обозначить как патримониальную, выступающую, тем не менее, в качестве важного дополнения идеальной модели рациональной бюрократии.
Проведенное Вебером исследование закончилась формулировкой положений рациональной бюрократии, которые можно представить в виде следующих фундаментальных категорий:
- непрерывность функционирования службы публичного назначения, в основе которой находятся нормы и полномочия, обозначающие сферу обязанностей, распорядительные полномочия, необходимые для их исполнения, перечень средств принуждения и условия их применения;
- иерархичность, выступающая основой формирования надзорной и контрольной деятельности за органами власти с предоставлением подчиненным прав осуществления жалоб на деятельность руководителей;
- совокупность правил, регламентирующих каждое действие посредством технических норм и инструкций;
- полное отделение административных управляющих систем и средств управления, действительное в условиях рациональности;
- аккуратность ведения документации и полное фиксирование процесса управления и принятия решений;
- невозможность присвоения должностей отдельными лицами.
Характерные черты рациональной бюрократии
Модели рациональной бюрократии отличается следующими основными характеристиками:
- во-первых, свойственное системе четкое разделение труда. Любой вид деятельности в рамках бюрократической системы раздроблен на элементарные операции простейшего типа, то есть узкоспециализированные виды работ, выполнение которых возложено формально на конкретные звенья. Такой подход обеспечивает высокую квалификацию специалистов узкого профиля на любом уровне управления, а также формирует условия для установления ответственности занятых в системе за эффективность своих действий в ее рамках;
- во-вторых, иерархичность управления. Бюрократическая система рационального типа выстраивается в виде иерархической пирамиды, в рамках которой нижестоящие уровни находятся под контролем и руководством вышестоящих уровней, передавая команды по цепочке. Несение ответственности за работу подчиненных осуществляется руководителем, имеющим власть над подчиненными, пользующимся авторитетом и дающим приказания, которым персонал должен подчиняться. Бюрократическая система четко определяет величину власти руководителя над подчиненным ему персоналом. Бюрократическая система обеспечивает определенную совокупность прав и ответственности каждого должностного лица, функционирующего в ее рамках. Должности высшего уровня наделены обязанностью осуществления управления, в то время как должности низших уровней – обязанностью подчинения;
- в-третьих, исполнение заданий согласно системе общих правил постоянного содержания. В рамках бюрократической системы формируется жесткий свод правил, стандартов и инструкций, определяющих порядок работы и сферу ответственности каждого члена этой системы. Эта мера направлена на исключение влияния индивидуальных характеристик членов системы на общий процесс ее функционирования. В результате выполняемые членами системы операции носят однородный характер исполнения за счет установленных регламентов. Также это обеспечивает высокий уровень скоординированности решения различных задач;
- в-четвертых, назначение должностных лиц по контрактам или договорам. В рамках бюрократической системы исключается избрание ее членов. Они осуществляют свою работу за фиксированную плату в денежной форме, получает право на пенсию. Должностные лица не могут присваивать должности и дохода, получение которых они обеспечивают. Главное назначение чиновника состоит в исполнении своих должностных обязанностей;
- в-пятых, безличность руководителя с формальной точки зрения. В отношении руководителей бюрократической системой установлен свод строгих правил, который определяет порядок действий во всех возможных случаях. Назначение этих правил состоит в обеспечении безличности руководства и универсальности их использования. Истинно бюрократический руководитель осуществляет управление согласно инструкциям и должностным обязанностям, исключая свои личные соображения и эмоции. В неидеальных условиях формирующееся у руководителя отношение к подчиненным или клиентам оказывает влияние на принимаемые им решения. В то время как беспристрастность обеспечивает одинаково справедливое отношение к любым лицам;
- в-шестых, соответствие между занимаемой должностью и технической квалификации членов бюрократической системы. Главным требованием замещения должностей в рамках политической системы является техническая квалификация работника, подкрепленная дипломом, формальными экзаменами или процессом обучения. Это ограждает любого служащего от увольнения по произвольным причинам. Основой продвижения по службе в рамках бюрократической системы выступают достижения и стаж работы, или их комбинация. Такой подход кадровой политики направлен на развитие корпоративного духа служащих, воспитание у них лояльности к системе.