Понятие публичных форм принятия государственных решений на политическом уровне
Публичная форма принятия государственных решений на политическом уровне – это процесс выработки решений органами государственного управления за счет взаимодействия с обществом с целью максимального учета его интересов и прав.
Представительная демократия подразумевает возможность непосредственного участия граждан в принятии государственных решений.
Большая часть решений принимается публичной властью за счет того, что население делегирует свои полномочия выборным и иным органам государственного управления.
Процесс принятия государственных управленческих решений отвечает следующим свойствам: сложносоставность, многоступенчатость, подверженность воздействию противоречивых факторов.
Процесс принятия публичных политических решений можно разделить на следующие этапы:
- во-первых, формулировка «повестки дня», то есть выявление вопросов и проблем, имеющих высокий уровень актуальности и требующих решения;
- во-вторых, разработка вариантов решений;
- в-третьих, оценка существующих альтернатив и выбор оптимальной из них, принятие государственного управленческого решения;
- в-четвертых, организация реализации управленческого решения;
- в-пятых, оценка результата реализации решения и осуществление перехода к решению новых проблем или при неудаче – к рассмотрению ранее забракованных альтернатив.
Рассмотренные этапы принятия государственных управленческих решений признаются политическим управленческим циклом. Цикличность этого процесса обусловлена неизбежностью воздействия реализованного управленческого решения на формирование «повестки дня» за счет снятия актуальности проблемы или усиления напряженности в обществе при принятии неэффективного решения. Политика государства после реализации управленческого решения неизбежно подвергается изменениям, которые в случае успешности этого решения обусловлены переходом к разрешению новых проблем, в случае неуспешности – попытками предложения новых возможностей разрешения существующей проблемы.
В основе политического механизма принятия управленческих решений государством находится возможность согласованности и учета интересов общества и государства. Политика призвана обеспечить трансформацию разноплановых интересов участников процесса принятия управленческих государственных решений, облечь его в силу закона или иного нормативного правового акта. Существует и иные формы управленческих решений, имеющие неформальный характер, но реально влияющие на поведение и логику людей, участвующих в управленческом процессе.
Характеристика моделей принятия государственных решений политического характера
Система принятия государственных решений политического характера предполагает использование различных моделей принятия этих решений, к числу которых относятся:
- Модель коммуникации одностороннего или директивного характера, в основе которой находится преобладающая роль государства над обществом, включая возможность установления тирании. Для данной модели характерно проявление высокой активности со стороны органов государственного управления, которые предлагают обществу ограниченные формы публичного общения. Общество информируется о решениях и делах государства только частично. Гражданские инициативы подвергаются контролю и надзору. В рамках этой модели применяется стратегия давления на общество и его умиротворения. Общественные структуры в рамках этой модели несут существенные затраты, коммуницируя с властью;
- Конструктивно-совещательная модель, которая основана на постоянстве взаимодействия общества и органов государственного управления, наличии различных форм соучастия в принятии управленческих государственных решений. Общество и государство выступают в качестве равноправных партнеров при осуществлении государственного управления, используя все представленные им возможности для участия в определении целей развития государства. Эта модель пользуется набором инструментов, который доступен для участия общества в процессе государственного управления. Примерами таких инструментов является переговоры, использование оценок гражданских экспертов, выражение мнений и участие в обсуждении и так далее. Основу этой модели составляет ориентированность на повышение управленческого статуса гражданских объединений, рост самосознания граждан. Населения признается равным чиновникам при решении управленческих проблем;
- Сингулярная модель, основанная на спорадическом характере поддержки публичных контактов государства с населением. Для этой модели характерно отсутствие равновесия, постоянная динамика соотношения сил государства и населения при осуществлении государственного управления, низкий уровень развития институтов гражданского представительства в управленческом процессе. Публичному обсуждению в рамках данной модели подвергаются только частные вопросы, решение принципиальных проблем государства составляет своей прерогативой. Модель предполагает государственный отбор участников для обсуждения, в результате чего общество выступает в качестве неравноправного партнера. Эта модель основана на применении методов манипулирования общественным сознанием.
Государственное управление может осуществляться на основе односторонних или обратных связей между государством и обществом, выступать в качестве конкурентной или дискурсивной среды, обеспечивать равенство или дискриминацию партнеров, занятых в системе государственного управления.
Публичный сектор обеспечивает неизбежность расширением возможности политического регулирования процессов, протекающих в обществе. Государства формирует политический коридор возможностей за счет легализации участия общества в лоббировании его интересов при принятии государственных решений.