Прогнозирование социально-экономического развития государства – это специальное направление внутренней политики государства, опосредующее деятельность должностных лиц и органов государственной власти по исследованию текущего состояния объекта управления, закономерностей его развития и изменения с учетом факторов внешнего и внутреннего воздействия, и составления научно обоснованных вариантов прогнозов его состояния в будущем.
Значение прогнозирования социально-экономического развития государства
Социально-экономическое развитие международного сообщества и территории отдельных государств подвергается влиянию большого числа разнообразных факторов. Такие факторы носят, как политический характер, например, глобальные финансовые кризисы и военные конфликты, техногенные и природные катастрофы, эпидемии и пандемии и пр., так и внутригосударственные, например, коррупция, неразвитость малого и среднего предпринимательства, устаревание производства, отсутствие эффективной научно-изыскательской деятельности, отсутствие кадровых ресурсов и др.
Прогнозирование социально-экономического развития в таких условиях является способом рационализации сложных общественных явлений посредством установления закономерностей их развития. Исследование объекта управления, выявление закономерностей его развития, позволяет выработать научно и практически обоснованные решения, конкретные мероприятия по воздействию на объект управления для достижения социально полезных целей и задач в долгосрочной перспективе.
Таким образом, прогнозирование социально-экономического развития государства можно определить как направление внутренней экономической политики и специальную деятельность должностных лиц и органов государственного управления, направленную на исследование объекта управления, выявление закономерностей его развития и выработки по результатам исследования целей и задач управленческого воздействия, мероприятий и ресурсов их достижения.
Прогнозирование социально-экономического развития сегодня является необходимым элементом стратегического управления, которому предшествует информационное обеспечение разработки стратегий, программ, мероприятий развития отдельных территорий и государства в целом.
Виды прогнозирования социально-экономического развития государства
Прогнозирование для нужд планирования социально-экономического развития отдельной территории или государства в целом осуществляется:
- для целей долгосрочного стратегического планирования. Долгосрочные прогнозы применяются в системе публичного управления для разработки стратегии, концепции долгосрочного характера, то есть предусматривающие направления социально-экономического развития на последующие 10 лет;
- для целей среднесрочного планирования. Названное направление также предусматривает обеспечение разработки стратегий, концепций комплексного социально-экономического развития или развития отдельных аспектов социально-экономической сферы в долгосрочной перспективе, но период ограничивается 3-5 годами;
- для целей краткосрочного планирования. Здесь используются прогнозы, определяющие перспективы развития на год. Такие прогнозы информационно обеспечивают разработку отдельных программ и проектов.
Методы прогнозирования социально-экономического развития государства
По своему содержанию прогностическая деятельность предполагает исследование исчисления значений необходимого количество значимых параметров, которые способны отразить исследуемое качество объекта управления и способны влиять на тенденции прогнозируемого развития объекта управления.
Методологическое обеспечение социально-экономического прогнозирования осуществляется с применением следующих методов:
- метод экстраполяции. Этот метод широко применяется для разработки среднесрочных прогнозов. Применение указанного метода предполагает, что выявленная в текущем периоде зависимость значимых общественных явлений переносится на более длительный период при учете потенциальных изменений в экономике и закономерностей развития;
- метод экспертных оценок. Здесь прогнозирование осуществляется посредством анализа информации, отобранной за счет социологических методов исследования мнения специалистов относительно состояния и предстоящего развития объекта управления, а также факторов и условий, влияющих на такое развитие;
- метод системного исследования, который предполагает изучение общественных явлений во взаимосвязи с иными явлениями;
- причинно-следственный метод. Названный метод предполагает использование статистических уравнений и математических моделей для установления неочевидных зависимостей между общественными явлениями и получения максимально точных результатов и др.
Важно подчеркнуть, что эффективность прогнозирования социально-экономического развития конкретной территории во многом обуславливается эффективностью используемой методологии исследовательской деятельности.
Принципы прогнозирования социально-экономического развития государства
К принципам прогнозирования социально-экономического развития относятся:
- системность. Названный принцип требует, чтобы исследуемый объект социально-экономической сферы общественной жизни рассматривался как сложная система, состоящая из совокупности необходимых взаимосвязанных элементов, каждый из которых требует самостоятельного исследования;
- научная обоснованность. Прогнозирование для нужд государственного и муниципального управления выступает видом научной деятельности, который должен подчиняться всем требованиям научного исследования, в том числе обеспечивать учет объективных экономических закономерностей, иных закономерностей социальных процессов, применения научных методов и проверяемость результатов исследования и др.