Профессиональные компетенции государственных служащих – это основные требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям, а также к объему работы для должностей государственной службы, соблюдение которых обеспечивает эффективное осуществление функций органов публичного управления.
Значение профессиональных компетенций государственных служащих
В прогнозных документах Министерства экономического развития страны одним из необходимых условий социально-экономического развития называется совершенствование государственной службы. При этом в качестве основного направления такого совершенствования называется рост и реализация кадрового потенциала на государственной службе, что, в свою очередь, позволит наиболее эффективно решать задачи публичного управления и, соответственно, обеспечить развитие общества и реализацию осуществление прав личности.
В качестве частных мероприятий совершенствования государственной службы предусматриваются:
- оптимизация аттестационных и оценочных процедур гражданской службы посредством включения в состав комиссий представителей институтов гражданского общества;
- формирование резервной системы кадров на должности гражданской службы посредством использования конкурсных процедур, утверждения на службе системы поддержки лиц, вновь поступивших на службу, по схеме «наставник – ученик»;
- увязывание оплаты труда с достигнутыми показателями результативности исполнения служебных обязанностей, для чего необходимо разработать и внедрить в систему государственной службы механизм комплексной оценки трудовой деятельности служащих;
- модернизация системы дополнительного профессионального обучения лиц, состоящих на гражданской службе, согласно актуальным целям и задачам публичного управления.
Названные направления совершенствования системы государственной службы требуют и совершенствования профессиональных компетенций государственных гражданских служащих.
Профессиональные компетенции государственных служащих представляют собой требования к профессиональным характеристикам лица, замещающего должность государственной гражданской службы, позволяющим обеспечить эффективное осуществление функций органов публичного управления.
При этом необходимо отметить, что утвержденные на сегодняшний момент профессиональные компетенции гражданских служащих нельзя признать в полной мере соответствующими задачам обеспечения эффективного публичного управления. Так, профессиональные компетенции сегодня закрепляют требования к осуществлению избыточного объема работы, что, в свою очередь, приводит к понижению качества исполнения служебных полномочий и нарушению прав личности.
Содержание профессиональных компетенций государственных служащих
Специальное законодательство в области гражданской службы закрепляет гарантии равного доступа к должностям всех граждан при соблюдении ими профессионального, возрастного и ряда других цензов.
Кроме того, специальным законодательством закреплены принципы профессионализма и компетентности лиц, замещающих должности гражданской службы, а также законности и открытости служебной деятельности. Названные правовые принципы гражданской службы выступают основой для разработки и утверждения профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции определяются исходя из:
- названных выше принципов функционирования системы гражданской службы;
- требований к возрасту, профессиональному образованию, навыкам, умениям, профессиональному опыту лица, замещающего должности гражданской службы, исполнение которых обеспечило бы эффективное решение задач публичного управления в рамках соответствующей должности в пределах полномочий соответствующего органа публичного управления;
- объема работы, который должен быть реализован лицом на соответствующей должности, для обеспечения эффективного публичного управления в конкретной общественной сфере.
Таким образом, профессиональные компетенции гражданского служащего – это не формальный набор требований к конкретной должности, но совокупность профессиональных и личных качеств, которые позволяют гражданскому служащему реализовывать свои полномочия эффективно в необходимом объеме для решения задач органа публичного управления.
Итак, для определения содержания профессиональных компетенций для конкретной должности гражданской службы используются параметры эффективности осуществления гражданской деятельности, в число которых входят:
- объем выполненной работы: количество осуществленных в соответствии с планом деятельности органа работ и количество внеплановой служебной деятельности;
- качество выполненной работы. Обычно этот критерий находит отражение в показателе, объединяющем выполнение работы эффективно с первого раза, инициативность и прогрессивность предпринимаемых действий для разрешения нестандартных ситуаций при реализации служебных обязанностей;
- исполнение служебных обязанностей в сроки, установленные законом и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Кроме того, профессиональные компетенции должны ориентировать гражданского служащего на постоянный профессиональный рост и профессиональное саморазвитие. Указанное позволит обеспечить не только рост эффективности текущей деятельности (например, сокращение сроков обработки поступающих в орган публичного управления запросов), но и эффективно выполнять служебные обязанности при увеличении, изменении или усложнении трудовой нагрузки.
Кадровая служба органов государственной власти должна оказывать содействие профессиональному развитию служащих посредством сотрудничества с высшими учебными заведениями, учреждения специальных курсов, ориентированных на специфику практической государственной гражданской деятельности. Сегодня по указанному направлению наличествуют проблемы: отсутствие системного подхода к обучению служащих, отсутствие надлежащего финансирования и пр.