Процедура исполнения государственных решений – это комплекс действий, направленных на реализацию управленческого решения и обеспечение эффективности этой реализации.
Сущность исполнения государственного решения
Процесс организации исполнения государственных решений в первую очередь возлагается на лиц, ответственных за принятие этих решений. Значимость этого процесса для управленческой деятельности невозможно переоценить, поскольку именно исполнения управленческих решений, в конечном счете, определяет эффективность всего управленческого процесса. Принятие управленческого государственного решения даже при условии выбора наиболее эффективного альтернативного варианта действий не обеспечивает эффективность самого решения без его практического воплощения.
Исполнение государственного решения – это совокупность действий, составляющих процесс постоянного разрешения задач, имеющих типичный или повторяющийся характер, и задач, отличающихся новизной с целью урегулирования их в соответствии с принятыми решениями и нормами их воплощения.
Исполнение государственных решений предполагает обеспечение мобилизации усилий исполнителей, которые привлекаются к реализации решения, мотивацию государственных служащих на достижение запланированного результата, проявление творческих инициатив.
Характеристика процедур исполнения государственных решений
К числу процедур исполнения государственных управленческих решений можно отнести:
- во-первых, процедуру подбора и расстановки исполнителей, которые будут обеспечивать воплощение в жизнь действий, предусмотренных этим управленческим решением;
- во-вторых, процедуру обеспечения условий исполнение государственного решения. Эта процедура направлена на предоставление исполнителям государственного решения ресурсов, необходимых для осуществления всех предусмотренных решением действий, или условиями поиска этих ресурсов;
- в-третьих, процедуру оценки процесса исполнения государственного решения. Эта процедура направлена на то, чтобы отслеживать процесс исполнения государственного решения и при необходимости принимать меры для его корректировки в процессе этого исполнения, если заранее предусмотренные действия не приносят необходимого результата;
- в-четвертых, процедуру учета и анализа результатов осуществления государственного решения. Эта процедура отличается повышенной сложностью и применением специфических управленческих операций и методов.
Исполнение государственных решений можно представить в виде следующих этапов:
- Осмысление общих задач, способов и средств исполнения решения, формулировка конкретных заданий для исполнителей;
- Подбор исполнителей, выполнение их расстановки, проведения инструктажа. Этот этап рассматривается в качестве одного из самых ответственных в связи с тем, что не каждый руководитель располагает достаточно квалифицированными специалистами для воплощения управленческого решения на государственном уровне. При осуществлении отбора и расстановки исполнителей необходимо учитывать их квалификацию, творческие возможности, исполнительность, иные качества, которые способны оказать прямое воздействие на эффективность управленческого государственного решения при его реализации. Также на этом этапе руководитель должен убедиться, что каждый из исполнителей, привлеченный к реализации государственного решения, четко понимает поставленную задачу и свои функции в ней;
- Процедура оценки хода исполнения государственного решения включает в себя такие действия как мониторинг, контроль, регулирование управляющей системы. Этот этап предполагает проведение систематического отслеживания состояния управляемого объекта, сопоставление достигнутых в ходе исполнения государственного решения результатов с ожидаемыми показателями на каждом этапе исполнения. Процедура мониторинга позволяет установить соответствие процесса исполнения государственного решения прогнозируемым результатам и осуществить корректировку управленческих технологий, применяемых при исполнении государственного решения.
Процедуры контроля и регулирования управляющей системы направлены на своевременное выявление новых проблем, негативных тенденций и непредвиденных обстоятельств в работе исполнителей государственного решения. Данная процедура позволяет установить дефицит средств и сил, несоответствие сути решения применяемых методов и форм его исполнения. Обязательства руководства в исполнении государственного решения на этом этапе подразумевают осуществление либо корректирование решения, то есть внесение в него поправок, либо регулирование управляющей системы за счет изменения ее структуры, порядка работы исполнителей, их полномочий и прочего.
Стадия оценки результатов исполнения управленческих решений
Государство осуществляет поиск возможности устранения недостатков, которые выявлены при реализации государственного решения и могут проявиться в будущем. Цель этого состоит не в выявлении и наказании виновных, а в возможности предотвратить негативную ситуацию в будущем.
Процесс исполнения государственных решений подразумевает использование разнообразных методов, вовлечение широкого круга действующих лиц, включая политических лидеров, чиновников, экспертов, специалистов, линейный и штабной персонал и так далее.
Ежедневно органами государственного управления воплощается в жизнь тысячи управленческих решений, имеющих оперативную, нормативную или стратегическую направленность. Государственные служащие большую часть своего времени тратят на исполнение государственных решений, обосновывая применение тех или иных методов, изыскивая альтернативы, ресурсное обеспечение, согласовывая действия и так далее.
С целью унификации процесса исполнения государственных решений разрабатываются различные методики такого исполнения, защищающие это решение от творчества «на местах» или самодеятельности отдельных государственных служащих.