Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы управления государственным долгом

Понятие и значение государственного долга

Определение 1

Государственный долг – это финансовый инструмент, обеспечивающий возможность для органов государственного управления законодательного и исполнительного назначения оказывать влияние на процессы финансового рынка, денежного обращения, инвестиционного рынка, производства, занятости и прочее.

Государственный долг делится на два вида:

  • государственный внешний долг, представляющий собой обязательства в иностранной валюте перед нерезидентами государства;
  • государственный внутренний долг, представляющий собой обязательство в национальной валюте перед резидентами государства.
Замечание 1

Обеспечение государственного долга возлагается на федеральную собственность.

В Российской Федерации государственный долг существует в следующих формах:

  • во-первых, кредитные соглашения, которые подписаны от имени государства с иностранными государствами, кредитными организациями или международными финансовыми организациями;
  • во-вторых, государственные ценные бумаги;
  • в-третьих, договоры относительно предоставления гарантий государства;
  • в-четвертых, переоформленные в государственный долг долговые обязательства третьих лиц.

В структуре государственного долга выделяют следующие его разновидности:

  • долг краткосрочного характера, представленный обязательствами, срок погашения которых менее одного года;
  • долг среднесрочного характера, представленный обязательствами, срок погашения которых колеблется в пределах от 1 до 5 лет;
  • долг долгосрочного характера, представленный обязательствами, срок погашения которых колеблется от 5 до 30 лет.

Сроки погашения государственного долга определяются конкретными договорами займа, но не могут превышать 30-летний срок.

Назначение государственного долга состоит в финансовом обеспечении деятельности государства при возникновении дефицита в собственных средствах.

«Принципы управления государственным долгом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сущность управления государственным долгом

Помимо роли финансового инструмента государственный долг выступает в качестве объекта управления.

Субъектами управления государственным долгом выступают органы государственного управления законодательного и исполнительного назначения.

Государственный долг как объект управления рассматривается при реализации практических аспектов его функционирования. Органами государственного управления определяется соотношение различных видов долговой деятельности, регулирование структуры государственного долга в разрезе сроков обращения обязательств и доходности этих обязательств, установление порядка обращения выпуска государственных займов, возвратное предоставление государственных гарантий и кредитов, выполнение финансовых обязательств государства.

Управление государственным долгом призвано решать следующие задачи:

  1. удерживать величину внешнего и внутреннего государственного долга на уровне, который обеспечивает сохранение безопасности государства в экономическом смысле, исполнение государственных долговых обязательств без нанесения ущерба финансированию социально-экономического развития страны;
  2. минимизировать стоимость государственного долга за счет увеличения продолжительности сроков заимствования и снижения уровня доходности ценных бумаг государства;
  3. сохранять репутацию государства в качестве первоклассного заемщика за счет безупречности исполнения финансовых обязательств перед займодавцами;
  4. поддерживать стабильность и предсказуемость рынка государственного долга;
  5. обеспечивать эффективность и целевой характер использования заимствованных средств, гарантированных займов и государственных кредитов;
  6. обеспечивать своевременность возврата кредитов государства и уплаты процентов по ним;
  7. диверсифицировать долговые обязательства в соответствии со сроками заимствования, доходностью, формами уплаты доходов и иными параметрами с целью удовлетворения потребностей различных займодавцев;
  8. координировать действия органов государственного управления различных уровней и ветвей на рынке государственного долга.

Управление государственным долгом рассматривается в двух смыслах:

  • во-первых, в широком смысле управление государственным долгом – это направление государственной экономической политики, обусловленное деятельностью государства в качестве заемщика. В этом смысле управление государственным долгом возлагается преимущественно на законодательные органы государственного управления;
  • во-вторых, в узком смысле управление государственным долгом – это совокупность мер, направленных на выпуск и размещение долговых обязательств государства, их обслуживание, рефинансирование и погашение, а также управление рынком государственных ценных бумаг. В этом смысле управления государственным долгом осуществляется преимущественно органами государственного управления исполнительного назначения.

Характеристика принципов управления государственным долгом

Процесс управления государственным долгом подчиняется ряду принципов, к числу которых относятся такие принципы как:

  • безусловность,
  • единство,
  • снижение рисков,
  • оптимальность структуры обязательств,
  • сохранение финансовой независимости,
  • прозрачность.

Содержание принципа безусловности управления государственным долгом подразумевает обеспеченность выполнения государством всех обязательств без каких-либо условий по отношению к инвесторам и кредиторам, перед которыми государства приняло на себя обязательства.

Содержание принципа единства подразумевает одинаковый процесс управления всеми видами обязательств в составе государственного долга вне зависимости от уровня заимствования.

Содержание принципа снижения рисков подразумевает максимально безопасное размещение средств, заимствованных государством.

Содержание принципа оптимальности структуры долговых обязательств подразумевает учет при определении этой структуры сроков обращения и погашения обязательств.

Содержание принципа сохранности финансовой независимости подразумевает обеспечение оптимальности структуры долговых обязательств в разрезе кредиторов – резидентов и нерезидентов.

Содержание принципа прозрачности подразумевает открытость и доступность информации о государственном заимствовании.

Дата последнего обновления статьи: 06.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot