Государственные и муниципальные доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение бюджетной системы страны в разрезе ее различных уровней от населения, хозяйствующих субъектов, деятельности органов государственного и муниципального управления для финансирования государственных и муниципальных расходов на реализацию полномочий.
Принципиальные основы формирования государственных и муниципальных доходов
Государственные и муниципальные доходы обеспечивают возможность функционирования государства в целом, а также отдельных органов государственного и муниципального управления. Государственные муниципальные доходы предназначены для финансирования нужд и потребностей государственной и муниципальной власти.
Порядок формирования государственных и муниципальных доходов в целом регулируется федеральным законодательством.
В основе формирования государственных и муниципальных доходов находится ряд принципов, к числу которых относятся следующие:
- принцип единства бюджетной системы государства;
- принцип разграничения доходов между уровнями бюджетной системы государства, состоящий в закреплении за каждым уровнем бюджетной системы конкретных видов доходов;
- принцип самостоятельности бюджетов различного уровня;
- принцип полноты отражения доходов государственных и муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
- принцип сбалансированности бюджетной системы;
- принцип равенства бюджетных прав регионов и муниципальных образований при получении доходов;
- принцип экономности и эффективности использования государственных и муниципальных доходов;
- принцип гласности;
- принцип нецелевого характера государственных и муниципальных доходов.
Критерии построения классификации государственных и муниципальных доходов
Многообразие государственных и муниципальных доходов ведет к выработке разнообразных критериев построения их системы в соответствии со значимыми характеристиками.
В основе классификации государственных и муниципальных доходов находятся следующие основные критерии:
- во-первых, социально-экономический признак и формы собственности;
- во-вторых, территориальный признак;
- в-третьих, метод мобилизации;
- в-четвертых, форма поступления;
- в-пятых, порядок образования и использования государственных и муниципальных финансов;
- в-шестых, социально-экономический критерий.
Характеристика видов государственных и муниципальных доходов в соответствии с критериями классификации
Сообразно критерию социально-экономического признака и формы собственности доходы делятся на государственные, муниципальные и частные. Эта классификация выходит за пределы только государственных и муниципальных доходов, определяя их место в общей системе доходов.
Территориальный критерий позволяет классифицировать государственные и муниципальные доходы на следующие виды:
- во-первых, федеральные доходы, то есть доходы, направляемые в федеральный бюджет России;
- во-вторых, региональные доходы, то есть те доходы, которые пополняют бюджеты регионального уровня;
- в-третьих, муниципальные доходы, представляющие собой доходы бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с критериями методов мобилизации государственные и муниципальные доходы могут быть двух видов:
- во-первых, обязательные государственные и муниципальные доходы, уплата которых регулируется законодательством и является неизбежной;
- во-вторых, добровольные государственные и муниципальные доходы, оплата которых не требуется, но осуществляется по желанию плательщика.
В первом случае речь идет о таможенных пошлинах, налогах, сборах, иных обязательных платежах. Во втором случае речь идет о разнообразных пожертвованиях, лотереях, займах и так далее.
Формы поступления являются критерием классификации государственных и муниципальных доходов, которые поступают на обязательной основе. Такие государственные и муниципальные доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые платежи включают в себя различные налоги, сборы, установленные налоговым законодательством Российской Федерации, неналоговые доходы могут включать в себя доходы от использования государственной и муниципальной собственности, доходы от деятельности государственных и муниципальных предприятий, средства, поступающие от государственных и муниципальных инвестиций, и так далее.
В соответствии с социально-экономическим критерием государственные и муниципальные доходы можно разделить на следующие группы:
- во-первых, доходы от функционирования государственного и муниципального хозяйства;
- во-вторых, доходы от коммерческих организаций и предприятий;
- в-третьих, доходы от деятельности совместных предприятий, иностранных предприятий, осуществляющих деятельность на территории российского государства;
- в-четвертых, поступления от граждан.
В соответствии с критерием порядка образования и использования государственных и муниципальных доходов можно выделить следующие группы:
- централизованные доходы, представляющие собой разновидность государственных и муниципальных доходов, сосредоточенных в системе государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов соответствующих территорий. Централизованными доходами являются средства федеральной государственной казны, государственной казны регионов, муниципальной казны;
- децентрализованные доходы, которые представляют собой разновидность государственных и муниципальных доходов, получаемых от деятельности предприятий и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности и используемых непосредственно этими хозяйствующими субъектами для финансирования производственных и социальных нужд. В качестве данного вида дохода фактически рассматривают прибыль государственных и муниципальных предприятий, остающуюся в их распоряжении.