Социальная составляющая государственного управления – это специальное направление внутренней политики государства, включающее в себя систему стратегий, программ, мероприятий, обеспечивающих реализацию социальной функции государства, в том числе формирование среды, необходимой для обеспечения благосостояния населения и развития личности, обеспечение социальной защиты населения и социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Значение социальной составляющей государственного управления
В соответствии с конституционными положениями Россия признается социальным государством, что гарантирует социальные обязательства государственного механизма перед населением. Указанное предполагает разработку и реализацию внутренней политики государства в социальной сфере, основной целью которой является формирование благоприятной среды для развития личности и благосостояния населения. Эффективная социальная составляющая государственного управления находит отражение в следующих параметрах:
- эффективности соблюдения прав, интересов и свобод личности;
- уровня обеспечения благосостояния населения;
- перечне и характере инструментов поддержки наиболее уязвимых социальных слоев населения;
- реальности гарантий реализации государством социальных обязательств перед населением.
Социальная составляющая государственного управления имеет большое значение для эффективной организации жизнедеятельности общества и формирования среды для развития и реализации потенциала личности. При этом социальная сфера включает в себя большое число разнообразных общественных отношений, динамично развивающихся и опосредующих функционирование разнообразных социальных инструментов, институтов и систем, а также жизнедеятельность различных социальных слоев и социальных групп. Указанное предопределяет сложность социальной сферы как объекта государственного управления и требует эффективной организации такого управления посредством утверждения приоритетных принципов и задач социальной политики.
Основные принципы социальной составляющей государственного управления
Основные начала социальной составляющей государственного управления включают в себя следующие принципы:
- системное управление. Этот принцип предполагает понимание социальной управленческой проблемы как комплексной проблемы, имеющей тесную взаимосвязь с экономической, политической и иными сферами публичного управления. Отсюда, решение социальной проблемы должно разрабатываться посредством комплексного анализа общественных отношений, выработки моделей вариантов преодоления социальной проблемы и отбора наиболее эффективных методов преодоления проблемы. Системное решение проблемы предполагает на практике разработку стратегических и оперативных целей, задач, мероприятий, их увязки с ресурсами и сроками преодоления проблемы;
- научность. Данный принцип предполагает необходимость использования научных методов исследования общественных процессов, моделирование решений социальных проблем при учете факторов внешнего и внутреннего воздействия и выявления закономерностей социального развития;
- ориентация целей и задач социального управления на общие стратегические цели и задачи управления конкретной территорией;
- координация усилий всех уровней публичного управления – от федерального до местного – для решения социальных задач, а также включения в решение социальных задач представителей бизнеса, некоммерческих организаций и населения в рамках реализации партнерских инструментов;
- интеграция социально-экономических интересов коммерческих и некоммерческих организаций и населения для координации совместных усилий по реализации деятельности для улучшения среды проживания и решения социальных задач;
- обеспечение профессионализма, компетентности и высокой мотивации лиц, обеспечивающих работу органов публичного управления в социальной сфере, а также лиц, обеспечивающих работу предприятий и учреждений здравоохранения, медицины, культуры, спорта и иных социальных отраслей и др.
Характеристика основных задач и функций социальной составляющей государственного управления
Ввиду сложности социальной сферы как объекта управления социальная составляющая государственного управления должна обеспечивать решение значительного объема задач, в том числе:
- недопущение дискриминации в социальной сфере, обеспечение межнационального и межконфессионального мира и благополучия и гармонизации общественных процессов;
- формирование благоприятной среды для обеспечения благосостояния населения и обеспечения достойного уровня жизни населения независимо от территории проживания;
- обеспечение социальной поддержки, социальной защиты населения, в том числе посредством формирования благоприятной среды для самостоятельного развития и реализации потенциала личности, в том числе обеспечения финансовой самостоятельности личности, а также посредством разработки и реализации спектра мероприятий социальной поддержки в отношении социально уязвимых групп населения.
К числу приоритетных функций социальной составляющей государственного управления относятся:
- стабилизационная, которая представляет собой обеспечение баланса интересов различных социальных групп, стабильность социальных процессов;
- стимулирующая. Эта функция обуславливает усилия должностных лиц и органов по разработке и реализации программ и мероприятий, обеспечивающих стимулирование населения к активной реализации своих экономических и социальных прав;
- охранная функция предполагает предоставление со стороны системы публичного управления инструментов для социальной поддержки нуждающихся слоев населения и пр.
Кроме того, система государственного управления гарантирует населению уровень благосостояния, позволяющий минимально обеспечить нормальную жизнедеятельность. Это направление реализуется посредством установления прожиточного минимума, минимальной оплаты труда и пр.