Принципиальные основы осуществления государственной службы
Принципы государственной службы – это совокупность основополагающих начал, в соответствии с которыми осуществляется несение государственной службы лицами, занятыми на ней.
Под государственной службой в России понимают профессиональную служебную деятельность российских граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий:
- во-первых, собственно России;
- во-вторых, органов государственного управления федерального уровня;
- в-третьих, органов государственного управления регионального уровня;
- в-четвертых, лиц, которые замещают должности, предусмотренные на уровне Конституции России, федеральных законов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государственного управления федерального уровня;
- в-пятых, лиц, которые замещают должности, установленные такими нормативными актами как конституции, уставы и законы регионального уровня с целью осуществления исполнения полномочий органов государственного управления регионального уровня в непосредственной форме.
Осуществление и организация государственной службы регламентируется определенными принципами этой службы, действие которых не распространяется на деятельность тех лиц, которые замещают государственные должности федерального и регионального уровня.
В современной России в соответствии с законодательством система государственной службы включает в себя следующие составляющие:
- во-первых, государственная гражданская служба, которая включает в себя государственную службу федерального и регионального уровня;
- во-вторых, военная служба;
- в-третьих, государственная служба других видов.
Формирование правовой базы организации несения государственной службы федерального уровня выступает в качестве предмета ведения Российской Федерации. Государственная гражданская служба регионального уровня выступает в качестве совместного предмета ведения России и ее субъектов, при этом организационные вопросы является предметом ведения регионов.
Характеристика содержания принципов государственной службы
Перечень принципов государственной службы устанавливается статьей 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».
К числу принципов государственной службы относятся следующие.
Принцип федерализма, который призван обеспечивать единство государственной службы в системном смысле и соблюдение закрепленного в Конституции разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственного управления федерального и регионального уровня. Сущность данного принципа состоит в том, что государственная служба выступает в качестве системы должностей, которые учреждаются единой системой органов государственной власти. По отношению к государственной службе федерализм рассматривается в нормативном, организационном, финансовом и функциональном аспекте. Сущность нормативного аспекта федерализма государственной службы состоит в конституционных и законодательных разграничениях компетенций государственной службы федерального и регионального уровня. Сущность организационного аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма при организации государственной службы, ее делении на федеральную и региональную. Сущность финансового аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма в отношении ресурсного обеспечения государственной службы за счет бюджетов соответствующего уровня. Сущность функционального аспекта государственной службы состоит в самостоятельности ее действий при решении вопросов кадрового обеспечения и иных вопросов функциональной значимости.
Принцип законности, подразумевающий полное регулирование порядка несения государственной службы федеральным законодательством, а также региональными нормативными актами. Кроме того, данный принцип подразумевает соответствие всех нормативных актов Конституции России и федеральным законам, регулирующим государственную службу.
Принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека, выражающийся в непосредственном действии этих свобод и прав, обязательности их соблюдения, признания и защиты. В контексте государственной службы свободы и права гражданина и человека выступают в качестве определяющего смысла, содержания и области применения законодательства. Установлен запрет на дискриминацию граждан со стороны лиц, несущих государственную службу, по любым признакам. И тот же запрет действует в отношении дискриминации государственных служащих.
Принцип равенства доступности государственной службы для всех граждан России, подразумевающий возможность поступления на государственную службу любого дееспособного человека, обладающего соответствующими знаниями и опытом работы.
Принцип единства основ государственной службы правового и организационного характера, выражающийся в законодательном закреплении единообразного подхода к процессу организации и несения государственной службы.
Принцип взаимосвязи муниципальной и государственной службы, выражающийся в установлении соответствия между видами и категориями государственных и муниципальных служащих.
Принцип открытости несения государственной службы и ее подведомственности контролю со стороны общества, обеспечения объективного информирования общественности о действиях государственных служащих.
Принцип компетентности и профессионализма лиц, занятых на государственной службе, подразумевающий наличие у государственных служащих специальных знаний, навыков и умений, позволяющих им эффективно осуществлять свои должностные обязанности.
Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществление ими профессиональной служебной деятельности со стороны физических, юридических лиц, должностных лиц и государственных органов.