Понятие и сущность государственного экологического управления
Государственное управление в сфере экологии – это деятельность соответствующих органов государственного управления, направленная на обеспечение использования на рациональной основе и воспроизводство природных ресурсов, сохранности и развития окружающей среды.
Государственное управление в сфере экологии осуществляется в двух направлениях:
- во-первых, в направлении управления использованием природных ресурсов и окружающей среды;
- во-вторых, в направлении управления охраной окружающей среды.
Систему государственного управления в сфере экологии составляют два вида органов государственного управления:
- во-первых, органы экологического управления общей компетенции;
- во-вторых, органы экологического управления специальной компетенции.
В первом случае речь идет о тех органах государственного управления, которые не предназначены единственно для осуществления управления экологией на территории государства, но решают определенные задачи в этой сфере. Примером такого органа государственного управления выступает Правительство Российской Федерации, которое определяет основную направленность экологической политики государства.
Во втором случае речь идет о тех органах государственного управления, которые созданы для осуществления управления в сфере экологии. Для них выполнение таких функций является либо единственным, либо основным направлением деятельности.
Данную группу органов государственного управления можно в свою очередь разделить на три группы:
- Надведомственные органы государственного управления, осуществляющие управление по отношению к различным видам природных ресурсов. Примером такого органа государственного экологического управления является Министерство природных ресурсов, выступающее в качестве федерального органа государственного управления, призванного осуществлять государственную политику в сфере охраны, воспроизводства, координации деятельности по отношению к природным ресурсам в виде лесов, недр и вод;
- Ведомственные или отраслевые органы государственного экологического управления, призванные осуществлять управление в отношении конкретных видов природных ресурсов;
- Функциональные органы экологического управления, в задачи которых входит решение отдельных вопросов государственного экологического управления в отношении всех видов природных ресурсов. Примером таких органов государственного управления являются Министерство чрезвычайных ситуаций, Федеральные экологические службы и так далее.
Характеристика принципов государственного управления в сфере экологии
Экологическое государственное управление, как и любое иное государственное управление, основывается на определенных принципах.
Принципы экологического государственного управления – это теоретические основы его осуществления в отношении использования и охраны природных ресурсов государства.
Всю совокупность принципов государственного экологического управления можно разделить на две значимые группы:
- принципы экологического государственного управления общего назначения;
- принципы государственного экологического управления специального назначения.
В первом случае в число принципов государственного экологического управления включаются следующие:
- во-первых, законность. Суть данного принципа состоит в том, что основу государственного управления в сфере экологии на территории Российской Федерации составляет законодательство, представленное федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами;
- во-вторых, ответственность органов государственного управления. Суть данного принципа состоит в том, что органы государственного управления федерального и регионального уровня несут ответственность за обеспечение населения благоприятной окружающей средой и экологической безопасности на территории всего государства;
- в-третьих, вертикальная соподчиненность. Суть этого принципа состоит в наличии вертикальной иерархии органов государственного управления в сфере экологии, в рамках которой органы низшего уровня подчиняются органам высшего уровня;
- в-четвертых, функциональное разделение. Суть этого принципа состоит в том, что отдельные функции в сфере экологического государственного управления распределяются между отдельными органами государственного управления исполнительного назначения.
Вторая группа принципов государственного управления в сфере экологии включает в себя следующую совокупность принципов:
- во-первых, учет природных условий (бассейновый принцип). Суть данного принципа состоит в том, что при организации государственного управления в сфере экологии ответственные лица должны учитывать географическое расположение конкретных объектов и ресурсов;
- во-вторых, разделение функций хозяйственно-эксплуатационного и контрольно-надзорного назначения при организации государственного управления в сфере экологии. Суть данного принципа состоит в том, что одни и те же органы государственного управления не могут осуществлять распоряжение определенными природными ресурсами и выполнение определенных охранных функций в отношении окружающей среды и контролировать эту сферу экологического управления. Реализация данного принципа призвана предотвратить злоупотребления в данной сфере государственного управления.
Ряд принципов государственного экологического управления закреплен на уровне законодательства: например, в статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» установлены следующие принципы государственного управления в сфере экологии: устойчивость развития, ответственность государства за окружающую среду, независимость контроля, презумпция экологической опасности деятельности, обязательность оценки воздействия деятельности на окружающую среду, гласность, участие общественности.