Общее представление о пределах муниципального управления
Муниципальное управление как инструмент регулирования общественных отношений в рамках муниципального образования ограничено определенными пределами.
В общем виде пределы муниципального управления как формы вмешательства в жизнедеятельность населения муниципального образования обеспечиваются двумя основополагающими концепциями:
- во-первых, концепцией гражданского общества;
- во-вторых, концепцией естественных прав личности.
Органы муниципальной власти не должны осуществлять вмешательство в гражданские отношения, пытаться их регулировать. Однако наличие такого предела муниципального управления размывается различными подходами к пониманию самой сути гражданского общества, под которым понимают и систему производственных отношений, и общественные объединения, и личные свободы человека, и духовную жизнь, и прочее.
Изучение проблемы этого предела муниципального управления находит истоки во всеобщности государственного вмешательства в жизнедеятельность общества посредством установления обязательной идеологии, регулирования интимных сторон человеческих отношений. Яркими примерами такого вмешательства являются концепции управления мусульманскими странами. Однако аналогичные проблемы существуют и в светских государствах. Например, попытка объявления импичмента американскому президенту Биллу Клинтону была обусловлена его сексуальной жизнью, не имеющей отношения к его государственным обязанностям.
Муниципальное управление также не должно вмешиваться в регулирование естественных прав личности.
Естественные права личности – это совокупность личных прав, которые человек получает от рождения.
К числу таких прав относятся:
- во-первых, право на жизнь;
- во-вторых, право на свободу;
- в-третьих, право на собственность;
- в-четвертых, право на личную неприкосновенность и так далее.
Большая часть естественных прав закрепляется конституционно, трансформируя их в позитивные права личности, получающие защиту, как со стороны государства, так и со стороны муниципальных властей.
Естественные права личности обладают такой характеристикой как неотчуждаемость, однако на практике эта характеристика может нарушаться. Так, неотчуждаемое право на жизнь может быть отчуждено в результате приговора суда к смертной казни, все еще существующей во многих странах.
Практические пределы муниципального управления включают ограничения, определяемые:
- особенностями регулируемых объектов. Этот предел обусловлен наличием таких объектов, которые при всем желании не могут регулироваться муниципальными властями, к примеру, это мысли людей;
- самим обществом и его естественным саморегулированием. Этот предел обусловлен сложностью общества как системы, действующей по принципам синергетики. Воздействие государства на естественное саморегулирование общества, проведение социальных экспериментов, меняющих основы существования человека, мораль и иные аналогичные институты обеспечивают крах общества. Муниципальное управления не должно вмешивать в естественную общественную саморегуляцию, а только обеспечивать компенсацию стихийности такой саморегуляции.
Наличие реальных возможностей населения муниципального образования как предел муниципального управления
В идеалистическом представлении лица, осуществляющие муниципальное управление, стремятся к максимальному улучшению как материальной, так и духовной жизни населения муниципального образования. Улучшение жизнедеятельности населения муниципального образования является выгодным для самих управленческих структур, увеличивая налоговые поступления в бюджет муниципального образования, снижая уровень социальной напряженности, обеспечивая рост потребления и так далее. Однако муниципальные власти объективно не могут обеспечить высокий уровень доходов всем представителям населения муниципального образования в силу таких причин как различие людей в способностях, намерениях, желаниях и прочем. Аналогичная ситуация складывается и с духовным развитием населения муниципального образования.
Любое территориальное сообщество людей характеризуется наличием в его составе социальных групп, имеющих завышенные притязания на ту долю общественного продукта, которая не соответствует величине их реального вклада в общественное производство. Осуществление этих притязаний обусловлено силой этих групп, наличием у них возможностей по оказанию влияния на муниципальные органы власти.
Наличие таких возможностей обеспечивает приобретение привилегированного статуса указанных социальных групп, обеспечивающего получение от муниципальных властей определенных привилегий и уступок (льгот, участия в распределении доходов, субсидий и прочего). Непропорциональность такого перераспределения благ способно привести к росту социальных проблем.
Субъективность управления как предел муниципального управления
Существование еще одного предела муниципального управления обусловливается субъективным фактором: умением лиц, осуществляющих муниципальное управление, управлять.
Успешность муниципального управления напрямую зависит от существования продуманной и отлаженной системы муниципальных органов власти, осуществляющих согласованную политику управления. Несогласованность действий муниципальных органов власти способна обеспечить негативные последствия любым благим начинаниям. Лица, осуществляющие муниципальное управление, должны обеспечивать адекватный выбор методов и способов управления муниципальным образованием, способных обеспечить получение оптимального результата. Муниципальные служащие должны обладать высокими моральными качествами, искренним намерением и желанием служить населению муниципального образования, профессионализмом, лидерскими качествами, высоким уровнем общего, политического и юридического культурного развития.