Правовое регулирование внутриорганизационных отношений в органах государственной власти – это нормы права, обеспечивающие регулирование внутриорганизационных отношений в системе органов государственного управления с целью их упорядочивания, организации и контроля.
Сущность внутриорганизационных отношений в органах государственной власти
Специфика государственного управления и особые функции государственной власти оказывают влияние на систему внутриорганизационных отношений в органах государственного управления. Деятельность определенного органа государственной власти обеспечивает возникновение, изменение и прекращение внутриорганизационных отношений. Каждый орган государственной власти самоорганизуется для выполнения на эффективном уровне закрепленных за ним функций государственного управления. При этом требуется обеспечение организации внутриорганизационных отношений в этих органах государственной власти.
Возникновение внутриорганизационных отношений в органах власти обусловлено:
- во-первых, осуществлением органами государственного управления и их руководством функции организации деятельности этих органов. Это выражается в распределении должностных обязанностей между государственными служащими, определении компетенций руководящего аппарата, утверждении штатного расписания, его изменений и так далее;
- во-вторых, необходимостью формирование структуры органов государственного управления в соответствии с их функциональным назначением;
- в-третьих, формированием и функционированием государственной службы, осуществлением кадровой работы;
- в-четвертых, реализацией контрольных, координационных, руководящих, учетных, планирующих функций государственного аппарата определенных органов государственного управления.
Особенности правового регулирования внутриорганизационных отношений в органах государственной власти
Для регулирования внутриорганизационных отношений в органах государственной власти требуется разработка системы нормативных актов, закрепляющих правовой статус этих органов власти, регламентирующих вопросы организации функционирования государственного аппарата этих органов власти, закрепляющих правовой статус государственных служащих.
Правовой статус органов государственной власти закрепляется федеральным законодательством, которое определяет место данных органов власти в системе государственного управления, права, обязанности и функциональное назначение органов государственной власти.
Кроме того, систему внутриорганизационных отношений в органах государственной власти регулируют административные регламенты этих органов, разрабатываемые отдельно в отношении каждого органа государственной власти.
Такие регламенты обеспечивают упорядочивание внутриорганизационных отношений органов государственной власти. Их разработка осуществляется на основе Типового регламента. Также правовые основы разработки регламентов органов государственной власти составляют федеральное законодательство, президентские правительственные акты, положения органов государственной власти.
Данные регламенты обеспечивают регулирование таких вопросов как формирование структуры и штатного расписания органа государственной власти, установление полномочий руководства органов государственной власти и порядка разработки административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг, определение порядка планирования и организации работы органов государственной власти, порядка взаимодействия с другими органами государственной власти, особенностей планирования деятельности руководства органов государственной власти, порядка их выхода в отпуск или выезда в командировку, особенностей проведения координационных и совещательных мероприятий, создание рабочих групп, установление порядка организации коллегии органов государственной власти, особенностей организации документооборота в органах государственной власти, специфики подготовки и оформления решений органов государственной власти, особенностей реализации договорных отношений, порядка исполнения поручений в органах государственной власти и так далее.
Особенности действия регламентов внутриорганизационных отношений органов государственной власти можно рассмотреть на примере регулирования порядка исполнения поручений. Поручения в системе органов государственной власти оформляются актами, резолюциями руководства органов государственного управления. После этого осуществляется их рассылка в адрес исполнителей. Такая рассылка осуществляется в течение суток, однако срочные и оперативные поручения рассылаются немедленно.
Каждое поручение содержит определение головного исполнителя поручения, что обеспечивает четкость и полноту ответственности за его исполнение.
При необходимости замены головного исполнителя руководству органа государственной власти может быть направлено письменное предложение, обосновывающее необходимость такого изменения. Такое предложение может быть подано в определенный срок, величина которого, как правило, не превышает 3 дней с момента оформления поручения.
К исполнению поручения могут привлекаться соисполнители, которые указаны в поручении. На соисполнителей также возлагается ответственность за качество предложений по исполнению поручения.
Также устанавливает порядок дачи объяснений в случае несвоевременного исполнения или неисполнения поручения. Объяснение представляются в письменной форме в установленный регламентом срок, который, как правило, составляет не более 3 дней. По результатам работы с объяснениями устанавливаются меры ответственности в отношении лиц, виновных в несвоевременном исполнении или неисполнении поручения.
В том в случае, если поручение была направлена в орган государственной власти вышестоящим органом государственного управления, объяснения в письменной форме направляется руководство вышестоящего федерального органа государственного управления, которое принимает решение о привлечении к ответственности государственных служащих, ответственных за исполнение поручения.