Значение повышения качества муниципального управления
Задача обеспечения роста качества муниципального управления входит в состав приоритетных задач развития муниципального образования.
Качество муниципального управления в некоторой мере является характеристикой качества уровня жизни населения муниципального образования.
Также качество муниципального управления и его рост могут выступать фактором обеспечения привлекательности муниципального образования при выборе места проживания, ведения предпринимательской деятельности или путешествия.
Муниципальные органы власти должны иметь эффективную систему, обеспечивающую определение потребностей населения муниципального образования, позволяющую следить за изменением мнения потребителей муниципальных услуг о динамике качества их оказания.
Достоверная оценка качества муниципального управления базируется на статической информации относительно удовлетворенности потребителей муниципальных услуг при условии хорошей выборки и периодического обновления.
Методики оценки удовлетворенности потребителей муниципальных услуг их качеством являются предметом научных исследований. Однако в основе успешной реализации любой методики находится наличие у муниципальных властей намерения и желания осуществлять по результатам исследования необходимые улучшения, направленные на повышение качества муниципального управления. При отсутствии таких намерений проводимые исследования будут приводить только к бесполезной трате средств и росту недовольства опрашиваемых жителей.
Содержание качества муниципального управления
Качество муниципального управления можно представить в виде определённой последовательности, которая включает в себя следующие этапы:
- исследование потребностей населения муниципального образования;
- планирование потребностей населения муниципального образования;
- выработка стандартов удовлетворения потребностей в муниципальных услугах;
- выявление типовых процессов муниципального управления;
- регламентация процессов муниципального управления с точки зрения их администрирования;
- выполнение подготовительной работы, осуществление материально-технического обеспечения муниципального управления;
- оказание муниципальных услуг;
- контроль качества оказанных муниципальных услуг;
- анализ удовлетворенности потребителей муниципальных услуг;
- актуализация на основе результатов исследований стандартов и регламентов оказания муниципальных услуг.
Такое понимание качества муниципального управления можно обозначить моделью спирали, поскольку при прохождении всех этапов и выхода качества муниципальных услуг на новый уровень необходимо снова проходить эти этапы, и так раз от раза.
В основе такой модели находится замкнутая последовательность мероприятий, направленная на обеспечение удовлетворенности потребителей муниципальных услуг их качеством на любом этапе их существования, начиная от этапа разработки и заканчивая уточнением стандартов их оказания.
В основе решения задачи обеспечения роста качества муниципального управления находится триада качества, разработанная Д. Джураном. Согласно этой концепции качество рассматривается в разрезе следующих аспектов: системы, процесса и результата. Между этими аспектами существует наследственная связь, обусловленная тем, что свойства системы наследуются процессом, а свойства процесса его результатом. Улучшение свойств двух первых аспектов обеспечивает улучшение результата. В связи с этим всю деятельность муниципальных властей следует рассматривать в виде совокупность процессов.
Процессный подход к муниципальному управлению предусматривает описание деятельности муниципальных властей в виде определенной последовательности операций, когда окончание одной служит началом другой операции. Такой подход предоставляет широкий спектр возможностей для визуализации, а значит вовлеченности муниципальных служащих в процесс обеспечения роста качества муниципальных услуг.
Муниципальное управление в этом контексте рассматривается населением муниципального образования (потребителями муниципальных услуг) как заслуживающее доверия при условии гарантии минимальной надежности процессов, требуемых для последовательного и надежного предоставления муниципальных услуг, нужных населению, то есть тогда, когда муниципальное управление выступает в качестве целостной системы.
Достижение целей обеспечения роста качества муниципального управления осуществляется посредством четкого определения процессов управления, повседневных, основных и обеспечивающих процессов, которые в совокупности формируют его надежность.
Процессный подход к управлению качеством муниципального управления заключается в следующем:
- во-первых, в осознании муниципальными властями ответственности за качество оказываемых муниципальных услуг;
- во-вторых, управление ресурсами с целью оказания муниципальных услуг;
- в-третьих, проведение измерительных, аналитических и рационализаторских работ;
- в-четвертых, собственно оказание муниципальных услуг.
Обеспечение роста качества муниципального управления в отношении каждого конкретного муниципального образования выступает важнейшей предпосылкой роста качества управления развитием его территории за счет взаимодействия властей, предпринимателей и третьего сектора с целью повышения конкурентных преимуществ территории и качества жизни населения муниципального образования.
Управление качеством работы муниципальных властей включает:
- во-первых, ориентированность на удовлетворение потребностей разных социальных групп;
- во-вторых, формирование привлекательной среды для осуществления предпринимательской деятельности;
- в-третьих, привлечение инвестиций;
- в-четвертых, повышение эффективности использования муниципальных ресурсов.