Подходы к пониманию содержания понятия "управление общественностью"
Управление общественностью – это процесс регулирования отношений в обществе.
Управление общественностью можно охарактеризовать с двух точек зрения:
- во-первых, как дисциплину, которая характеризует теоретические основы процесса регулирования общественных отношений в рамках отдельного государства;
- во-вторых, как вид деятельности, направленной на практическое регулирование общественных отношений на территории отдельного государства.
Для обозначения этих двух категорий применяется заимствованный из международной практике термин public relations, суть которого сводится к управлению отношениями в обществе.
Авторство данного термина приписывается третьему американскому президенту Томасу Джефферсону, впервые использовавшего его в 1807 году в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу». Под данным термином понимают совокупность усилий, которые направляются на изменение подхода или действий, гармонизацию деятельности государственного управления с интересами общественности.
Суть управления общественностью подразумевает нахождение возможности влияния на общественное мнение, общественность и настроения в обществе.
Цели управления общественностью и его специфика
Управление общественностью предполагает оказание воздействия на общественное мнение. Мероприятия управления общественностью предполагает достижение следующих целей:
- во-первых, убеждение общества на изменение своего мнения по определенным вопросам, продуктам или организациям;
- во-вторых, формирование общественного мнения при его отсутствии по тому или иному вопросу;
- в-третьих, усиление существующего общественного мнения.
Управление общественностью отличается следующими специфическими особенностями:
- во-первых, общественное мнение представляет собой динамичную величину, в отношении которой недостаточно однократного проведения работы по его формированию, общественное мнение требует постоянной работы с ним;
- во-вторых, реалии действительности определяют потенциальную направленность поведения общественности;
- в-третьих, на общественное мнение наибольшее влияние оказывают события, а не слова;
- в-четвертых, определяющее воздействие на общественное мнение имеет интерес общественности. В связи с этим работу по управлению общественностью следует ориентировать не на население в целом, а на его отдельные сегменты, в рамках которых осуществляется разработка собственных сообщений, предусматривающих особую технику воздействия.
В работе по управлению общественностью можно выделить следующие направления:
- во-первых, работа по связям с общественными институтами, органами государственного управления, корпорациями, организациями и так далее;
- во-вторых, формирование благоприятного образа отдельной личности, к примеру, кандидата на должность президента страны;
- в-третьих, выстраивание отношений органов государственного управления со средствами массовой информации;
- в-четвертых, выстраивание отношений с населением;
- в-пятых, формирование хороших отношений с государственными служащими и так далее.
Управление общественностью – это динамично развивающаяся область знаний, которая характеризуется постоянным появлением новых направлений деятельности.
Значение управления общественностью в системе государственного управления
Для демократического общества, которое руководствуется в своей деятельности принципами права, необходима постоянная поддержка отношений с общественностью. В основе этих взаимоотношений должны находиться взаимопонимание и обмен сведениями по всем аспектам жизнедеятельности общества.
В связи с этим применяемые технологии управления общественностью в системе государственного управления характеризуются значительно большим разнообразием, чем в системе коммерческой работы по управлению общественным мнением. Эффективность коммуникационных технологий государственной власти определяется не только наличием действующих информационных каналов, но и способностями государственной власти вступать в диалог с населением, давать объяснения принятым решениям, отвечать на запросы отдельных социальных групп или общества в целом.
Отсутствие транспарентности и своевременного информирования граждан о перспективах и результатах государственного управления ведут к отчуждению населения от государственной власти и возникновению недоверия к государственной политике, программам и решениям.
Основу государственного взаимодействия с общественностью составляет принцип сотрудничества, которое требует коллективной ответственности и делового партнерства в отношении совместно выработанных и принятых решений. Государственная власть и общественность сотрудничают для обеспечения развития гражданского сознания и создания благоприятного общественного политического климата.
В системе управления общественностью существует наличие прямой взаимосвязи между уровнем государственного управления и особенностями органов, ответственных за управление общественностью: чем ниже уровень власти, тем более постоянно и организованно взаимодействие власти с населением.
Значение управления общественностью в системе государственного управления проявляется в следующих составляющих:
- во-первых, обеспечение руководства государством на различных его уровнях сведениями относительно общественного мнения, помощь органам государственного управления в информационном обеспечении отдельных направлений деятельности государства;
- во-вторых, информационное обеспечение функционирования правоохранительной и судебной систем в государственном управлении.
Построение демократического общества предполагает отчетность власти перед населением, которое осуществило избрание этой власти. Правовое государство обязано информировать население о функционировании правоохранительной и судебной систем, особо отмечая законность своих решений.