Президентский контроль – это направление государственного внешнего контроля, представляющее собой целенаправленную деятельность и систему нормативно регламентированных мероприятий, реализуемых президентом страны и подразделениями его администрации с целью установления соответствия деятельности органов публичного управления требованиям закона, возложенным на них функциям и задачам.
Сущность и место президентского контроля в системе государственного контроля
Публичное управление – это специальная сфера деятельности, система взаимосвязанных субъектов, реализующих нормативно предусмотренные полномочия для обеспечения прав личности, благосостояния населения. Такая деятельность реализуется специальными субъектами, должностными лицами, организациями, органами публичного управления, полномочия которых определяются нормативно.
При этом, как всякая система, система публичного управления нуждается в контроле собственной деятельности. Такой контроль может реализовываться внутри и вовне.
Так, современная теория государственного управления предлагает следующую классификацию видов контроля над системой публичного управления исходя из субъекта, который реализует контрольные полномочия:
- контроль со стороны населения или институтов гражданского общества, так называемый общественный контроль;
- контроль, реализуемый органами и должностными лицами публичного управления, как общей, так и специальной компетенции, так называемый государственный контроль;
- международный контроль, реализуемый международными организациями на основании международных договоров, соглашений, конвенций;
- частный контроль, который реализуется организациями и отдельными физическими лицами, осуществляющими аудиторскую и иную контрольную деятельность.
Президентский контроль представляет собой вид контроля государственного и занимает особое место в системе государственного контроля, что обусловлено ролью главы государства в системе публичного управления.
Так, положения Основного закона страны позволяют утверждать, что реализация мероприятий государственного контроля в отношении соблюдения федерального законодательства относится к ведению России. Кроме того, Конституцией РФ установлено, что государственная власть в России реализуется главой государства, парламентом и правительством. В компетенцию названных высших органов управления включены вопросы внешнего государственного контроля.
Президентский контроль реализуется как внешний вневедомственный контроль, это предполагает, что субъекты, реализующие контрольные мероприятия, и объект контроля находятся в разных функциональных элементах системы управления.
Важнейшая роль президентского контроля обусловлена теми полномочиями, которыми глава государства наделен в России. Так, в соответствии с Конституцией РФ президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех элементов системы публичного управления.
Необходимо отметить, что реализация контрольных полномочий вместе с президентом в рамках президентского контроля осуществляется уполномоченными им субъектами. Это те органы или их подразделения, а также должностные лица, которые соответствующими нормативно-правовыми актами наделены специальными полномочиям по реализации контрольных мероприятий. Прежде всего, это администрация президента и его полномочные представители в федеральных округах.
Кроме того, необходимо отметить, что президент реализует и полномочия внутреннего контроля в отношении собственной администрации, а именно реализует контрольные мероприятия в отношении исполнения принятых решений.
Итак, изложенное позволяет охарактеризовать президентский контроль как целенаправленную деятельность главы государства, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий субъектов в отношении должностных лиц и органов управления.
Значение и сущность президентского контроля
Система президентского контроля в отношении должностных лиц и органов публичного управления направлена не только на установление соответствия требованиям закона деятельности исполнительной власти, но и на выявление и устранение нарушений в такой деятельности, в том числе и на предупреждение будущих нарушений.
При этом необходимо подчеркнуть, что президентский контроль предполагает исследование не только соответствия деятельности подконтрольных органов требованиям закона, но и качественный анализ эффективности их функционирования, а именно, полноты выполнения возложенных на них задач и полномочий, достижения ими социально полезного результата, на которой направлена их деятельность, и в конечном итоге, обеспечения безопасности населения, благосостояния населения и соблюдения прав и свобод личности.
Важно отграничивать контрольные мероприятия, которые реализуются администрацией главы государства и непосредственно главой государства. Контрольные полномочия президента регламентируются Конституцией, в то время как полномочия президентского контроля, реализуемые администрацией, находят закрепление в подзаконных нормативно-правовых актах.
В соответствии с положениями, регулирующими деятельность администрации президента, администрация реализует полномочия в соответствии с Конституцией РФ по обеспечению деятельности главы государства и реализации контрольных мероприятий в отношении исполнения решений президента.
Контрольные мероприятия администрации реализуются в отношении исполнительных федеральных и региональных органов в части соблюдения ими федеральных законов, касающихся полномочий главы государства, а также исполнения указаний, распоряжений, посланий и других решений, принимаемых президентом.
Организация контрольных мероприятий на уровне федерации, регионов осуществляется самостоятельным подразделением администрации главы государства – контрольным управлением. Управление наделено функциями внутреннего контроля, то есть может осуществлять контроль над иными подразделениями администрации и полномочными представителями главы государства в федеральных округах. Иные подразделения администрации главы государства также частично реализуют контрольные полномочия.