Государственные решения – это действия органов государственного управления по выбору и обоснованию определенных шагов, направленных на достижение целей общественного развития.
Понятие государственного решения
Осуществление государственного управления представляет собой совокупность государственных решений, принимаемых и исполняемых органами государственного и муниципального управления, при условии делегирования последним части государственных полномочий.
Отличительной особенностью государственного управления является то, что принимаемые государственные решения касаются не одного человека, а общества в целом. Принятие государственных решений осуществляется в условиях проблемных ситуаций. Возможность принятия государственных решений определяется наличием соответствующих полномочий у органов государственного управления и должностных лиц, сопровождающихся ответственностью за реализацию этих полномочий.
Государственные решения представляют собой выбор из различных альтернатив наилучшего варианта, способного обеспечить максимально эффективное решение проблем общественного развития.
Государственные решения отвечают следующим свойствам:
- во-первых, государственные решения характеризуют юридическую значимость предписанных органам государственного управления действий. Меры, установленные государственными решениями, имеют обязательный для исполнения характер. Государственные решения в качестве властного акта устанавливают обязательства, предписания, запреты, разрешения, поощрения, наказания и так далее;
- во-вторых, государственные решения ориентированы на достижение нескольких целей, связанных между собой;
- в-третьих, для государственных решений характерно наличие определенных правил, регулирующих их разработку, принятие, вступление в силу, изменение или отмену;
- в-четвертых, государственные решения обеспечивают необходимое взаимодействие с различными заинтересованными лицами. Принятие государственных решений характеризуется адресностью.
Государственные решения классифицируются по различным основаниям:
- в соответствии с субъектом управления государственные решения могут быть общенародными, то есть принимаемыми в ходе выборов и референдумов, федеральными, региональными, местными, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, единоличными или коллегиальными;
- в соответствии с критериями целей и времени действий государственные решения могут быть стратегическими, то есть носить долгосрочный характер, тактическими, то есть носить среднесрочный характер, оперативными, то есть решаться в краткие сроки;
- в соответствии с критерием масштаба действий государственные решения могут быть общегосударственными, локальными, внутриведомственными, межведомственными;
- в соответствии с критерием нормативной природы государственные решения могут быть общими или нормативными и частными или ненормативными;
- в соответствии с критерием юридической силы государственные решения могут быть высшими или конституционными, законодательными, подзаконными;
- в соответствии с критерием содержания государственные решения могут быть политическими, экономическими, административными, технологическими, организационными и так далее;
- в соответствии с критерием значимости для исполнения государственные решения могут быть обязательными и рекомендательными;
- в соответствии с критериями характера воздействия государственные решения могут быть стимулирующими, протекционистскими, мотивационными, ограничительными, запретительными и так далее;
- в соответствии с критерием формы правовых актов государственные решения могут быть законами, указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, приговорами, санкциями, указаниями, предписаниями, инструкциями, программами, декларациями, положениями, уставами, межгосударственными договорами и соглашениями;
- в соответствии с критерием публичности и открытости государственные решения могут быть общего и служебного пользования, секретными и совершенно секретными.
Порядок исполнения государственных решений
Важнейшим этапом государственного управления выступает этап исполнения государственных решений. Значимость государственных решений определяется не столько их содержанием, сколько тем насколько эффективно и полноценно они реализуются, к каким последствиям приводит их исполнение.
Процесс исполнения государственных решений носит материальный характер.
Исполнение государственных решений – это осуществление практической деятельности по реализации государственного управления.
Ответственность за исполнение государственных решений возлагается на конкретные органы государственного управления, их должностных лиц, иных субъектов.
Исполнение государственных решений предполагает осуществление последовательных действий, направленных на воплощение их содержания на практике, получение планируемых результатов, оценку достигнутых результатов.
Результативность исполнения государственных решений напрямую зависит от четкости определения органов и должностных лиц, ответственных за данный процесс.
Исполнение государственных решений требует построения четкого плана действий, наличия ресурсов, необходимых для полноценного исполнения ресурсов, контроля объектов, вовлекаемых в исполнение государственных решений.
Исполнение государственных решений должно отличаться гибкостью, поскольку, если этот процесс в ходе своей реализации начинает наносить вред и ущерб общественным отношениям, необходимо предпринимать меры, направленные на минимизацию ущерба и вреда.
Эффективность действий органов государственного управления и должностных лиц по исполнению государственных решений оценивается на этапе контроля этих решений, когда достигнутые показатели сравниваются с запланированными, оцениваются полученные экономические и социальные эффекты.