Значение защиты государственной собственности
Защита государственной собственности – это правовой институт, обеспечивающий в соответствии с положениями конституционного и гражданского законодательства охрану объектов имущества государства.
Положениями ныне действующего конституционного законодательства гарантирована равная защита всех форм собственности – частной, публично-правовой, то есть государственной и муниципальной, и других форм.
При этом необходимо отметить, что государственная собственность характеризуется высокой значимостью для общества и государства, поскольку государственная собственность позволяет решать такие важнейшие задачи, как:
- обеспечивает стабильность отечественной экономики, развитие приоритетных ее отраслей, восстановление отраслей, находящихся в упадке, но выполняющих важную социальную роль;
- обеспечивает учреждение и функционирование производств, которые имеют значение для экономики государства, но на первоначальном этапе ввиду необходимости значительных объемов капиталовложений «закрыты» для частного бизнеса;
- позволяет государству эффективно управлять своим имуществом в экономических отношениях, как внутри государства, так и за его пределами, обеспечивая решение задач публичного управления;
- обеспечивает функционирование некоммерческих производств, имеющих социальное значение, оборонного производства и т.п.;
- обеспечивает функционирование государственного механизма для решения задач публичного управления и др.
Иными словами, государственная собственность призвана, в первую очередь, решать задачи не коммерческого характера, как это происходит в сфере частного бизнеса, но обеспечивать социально-экономическое развитие страны: государственная собственность выступает инструментом реализации государственной политики.
Так, например, в советский период государственная собственность как единственно возможная форма собственности объединяла все материальные и трудовые ресурсы для решения политических задач, при этом обеспечить права личности, эффективное социально-экономическое развитие страны такой подход Советского государства обеспечить не смог. В период перестройки в противовес ранее сложившемуся порядку защиты государственной собственности, не способному решить задачи эффективного развития страны, был противопоставлен кардинально другой подход: государственная собственность стала рассматриваться наравне с основными формами собственности, важнейшие ее функции остались без внимания.
Однако на сегодняшний момент государство, широко присутствуя в экономических отношениях внутри страны, иногда сковывает инициативу частного бизнеса и не в полной мере решает возложенные на него задачи публичного управления.
Очевидно, что современный рынок не нуждается в широком вмешательстве государства, однако требует для своего эффективного развития стабильности политического и правового регулирования в стране, выгодных режимов налогообложения для инновационных отраслей экономики, аккумуляции ресурсов государства для развития тех отраслей экономики, которые трудно осваиваемы для частного бизнеса.
Защита государственной собственности должна позволять данной собственности решать возложенные на нее задачи, в том числе:
- обеспечение охраны прав и интересов личности;
- обеспечение стабильности экономики;
- обеспечение обороноспособности;
- обеспечение здоровья населения;
- обеспечение безопасного природопользования;
- обеспечение общественного порядка и пр.
Способы защиты государственной собственности
В государственной собственности находятся объекты, имеющие значение для всего общества, а также объекты, которые обеспечивают функционирование государственного механизма. Иными словами, специфика объектов государственной собственности определяет их высокую значимость для социально-экономического развития, а потому право государственной собственности требует эффективной защиты.
Спецификой характеризуются не только объекты государственной собственности, но и субъекты, реализующие управление государственной собственностью. Органы публичного управления находятся в административно-имущественных отношениях между собой, которые обусловлены необходимостью управления, распоряжения и защиты государственной собственности.
Так, например, отношения по передаче объектов из состава федеральной собственности в состав региональной собственности оформляются административно-правовыми актами соответствующих характера и статуса или административными договорами. Указанное предполагает невозможность регулирования отношений государственной собственности только частноправовыми нормами.
Конституционное законодательство провозглашает защиту государственной собственности наряду с другими формами собственности. Гражданское законодательство при этом не содержит конкретных способов и методов защиты государственной собственности, напротив, положениями гражданского законодательства предусматривается, что право собственности всех форм получено одинаковую защиту, однако устанавливаются особые правила возникновения, обращения, прекращения права государственной собственности. При этом специальными законами – лесным, земельным законодательством, законодательством о недрах и др. – предусматриваются особые правила обращения объектов государственной собственности, их защиты.
Кроме общих инструментов несудебной или судебной защиты права собственности, защита государственной собственности реализуется и посредством контроля эффективности управления государственной собственностью. Этот контроль осуществляется как внутри ведомств, так и со стороны общества.
От лица государства реализуют инструменты защиты государственной собственности органы специальной компетенции и должностные лица.