Значение сокращения государственной собственности
Сокращение государственной собственности – это одно из приоритетных направлений государственного управления в сфере социально-экономического развития, осуществляемое с целью обеспечения роста эффективности государственного экономического регулирования, для реализации которого предполагается использовать инструменты приватизации, сокращения доли участия государства в энергетических компаниях и пр.
Либерализация государственного экономического регулирования, в том числе посредством сокращения государственной собственности, последние десятилетия является приоритетным направлением публичного управления в России. В ходе административных реформ были предприняты отдельные меры сокращения государственной собственности, сектор государственной экономики все еще характеризуется избыточностью, не позволяющей в полной мере активировать механизмы рыночного регулирования. Потому оптимизация управления публичной собственностью в стране посредством обеспечения его соответствия публично-правовым функциям является важнейшей задачей публичного управления.
Приватизация как инструмент сокращения государственной собственности
Одним из первых инструментов, используемых государством для демократизации общественных отношений, в том числе рыночных, была приватизация.
При этом важно отметить, что развитые экономические отношения не предполагают полного исключения государственной собственности, напротив, государственная собственность сохраняется, но обеспечивается их эффективное конкурентное сосуществование.
Приватизация же, это процедура, которая обеспечивает наличие конкурентного рынка для продукта приватизируемого предприятия посредством продажи или передачи государственного имущества частным субъектам экономики.
При этом приватизацию можно рассматривать и как гражданско-правовой институт, регламентирующий процесс прекращения государственной собственности и возникновения частной для целей эффективного государственного регулирования экономических отношений.
Начавшаяся в девяностые годы прошлого века приватизация характеризовалась отсутствием должной экономической и правовой базы и такими специфическими чертами, как:
- были поставлены необоснованно короткие сроки для реализации приватизационного процесса, как следствие, низкая эффективность процедур приватизации;
- инвестиционная привлекательность российского рынка не изменилась: собственник на средства производства сменился, эффективность и перспективность производства не изменилась;
- имела место «криминальная» приватизация, как следствие, спад экономики, крайняя бедность значительной части населения и пр.;
- отсутствие механизма эффективного общественного и государственного контроля в отношении приватизированных предприятий и пр.
Сегодня с учетом прошлого негативного опыта приватизации происходит на специальных условиях, устанавливаемых в отношении конкретных объектов, что позволяет наиболее эффективно использовать этот инструмент сокращения государственной собственности.
Так, в соответствии с Федеральным законом о приватизации 2001 г. подлежащие приватизации объекты делятся на два основных вида:
- крупные объекты, их акции будут реализованы посредством аукциона на зарубежном рынке;
- менее ликвидные предприятия, где доля государственного участия относительно низкая, акции таких предприятий интересны частному инвестору.
После такой точечной реализации процедуры приватизации стала использоваться приватизация посредством интеграционных схем.
Сегодня перед государством ставится задача повышения эффективности использования государственной собственности при сокращении государственного участия в экономическом обороте.
Проблемы сокращения государственной собственности
Развитие отечественной экономики всегда напрямую связывалось с повышением эффективности государственного участия в экономических отношениях при одновременном сокращении объема государственной собственности в экономическом обороте. При этом почти три десятилетия усилий не позволили решить поставленную задачу.
Объективными причинами, которые стоят на пути сокращения государственной собственности и повышения эффективности ее участия в отечественном имущественном обороте являются:
- объекты, составляющие государственную собственность, решают неэкономические задачи. Это приводит к тому, что растут непроизводительные издержки;
- отсутствие фактической возможности банкротства или захвата объектов, составляющих государственную собственность, в виду чего их используют в высокорискованных операциях, в том числе высокорискованных инвестиционных проектах;
- ввиду того что объекты государственной собственности финансируется средствами бюджетной системы страны, у собственника наличествует возможность наращивания значительного объема долгов;
- недостатки внутреннего менеджмента: коррупция, низкая эффективность контроля со стороны акционеров, корпоративная бюрократия и пр.;
- отсутствие активных экономически обоснованных действий, позволяющих решать управленческие задачи, стоящие перед государственной собственностью в экономическом обороте.
Сегодня государство активно использует государственную собственность посредством государственных корпораций, число и влияние которых постоянно растет, растет число предприятий и учреждений. При этом такое участие государства осуществляется в секторах с развитой конкуренцией, где использование бюджетных и административных ресурсов может создать негативную ситуацию для частных субъектов.
Очевидно, что эффективное использование государственной собственности требует совершенствования механизма участия государства в экономических отношениях при перманентном сокращении государственной собственности. В противном случае, в экономическом обороте утвердятся монополистические тенденции.