Понятие и значение государственной социалистической собственности
Государственная социалистическая собственность – это правовой институт социалистических государств, регулирующий положения по установлению государственной собственности.
Следствием ознаменования невиданного по объему процесса развертывания принципиально новых общественно-правовых отношений в виде социалистического государства стало формирование государственной социалистической собственности, выработка методов управления этой собственностью, нахождение специфических средств ее правовой защиты.
Становление советского государства поставило перед органами государственного управления экономического плана следующие фундаментальные задачи:
- во-первых, проблему определения сущности собственности государства в Советском Союзе Социалистических Республик;
- во-вторых, проблему содержания прав органов государственного управления в виде трестов и иных самостоятельных учреждений на ту часть государственного имущества, которая закреплялась за ними.
Эти две основные проблемные задачи находились в центре внимания в пределах страны и среди западных политиков и ученых, отслеживающих динамику построения социалистических экономико-правовых отношений.
Становление социалистического государства ознаменовалось разнонаправленными процессами в сфере государственной собственности: изначально процесс был направлен на всеобщую национализацию, которая отказывалась от каких-либо иных форм собственности на территории советского государства, затем в период НЭПа, предусматривающего введение хозрасчета, отдельные от государства органы управления им признавались частными собственниками по отношению к тому имуществу, которое было передано государством в их распоряжение.
Такой подход был в корне ошибочным за счет того, что он предусматривал трактовку государственной собственности Советского Союза как форму собственности, воплощающую в себе определение прав частной собственности. В связи с этим, то имущество, которое находилось в обороте с участием отдельных государственных органов, рассматривалась как частное имущество этих органов. То же имущество, которое было изъято из оборота, получало двоякую оценку. С одной стороны, закрепление такого имущества за различными государственными трестами не подразумевало наделение этих трестов правом распоряжения этим имуществом, формируя так называемый государственный майорат или «заповедное» государственное имущество, с другой стороны, изъятые из оборота объекты государственной собственности были способны поступать в состав частной собственности только при включении в товарный оборот. В социалистическом государстве исключалась подобная возможность, и даже при некотором ее возникновении, она не подлежала реализации. Орган государственного управления, который наделялся государственной собственностью, не получал прав частного собственника, выполняя обязанность публичного собственника.
В любом случае социалистическая собственность в определенной мере должна рассматриваться не как собственность государства, а как собственность органов государственного управления, подразделяясь на публичную и частную, под которой понимают собственность хозяйствующих субъектов, обладающих обособленностью от государства.
Защита государственной социалистической собственности
По мнению многих исследователей, для российского государства в любой период его существования было не характерно уважительное отношение к государственному имуществу. Такой подход распространился и на собственность социалистического государства, усилившись за счет того, что эта собственность охватывало практически все объекты.
В связи с этим проблема защиты государственной социалистической собственности стояла достаточно остро. Серьезный подход к этой проблеме государство стало реализовывать, начиная с 1920-х годов. В частности, в состав Уголовного кодекса РСФСР в 1926 году были добавлены статьи, регулирующие ответственность по имущественным, должностным и хозяйственным преступлениям. В соответствии со статьей 109 этого Кодекса наказанию подлежали злоупотребления служебным положением с корыстными целями, статья 116 данного нормативного акта устанавливала ответственность за растрату, статья 129 регулировала наказание за заключение сделок, носивших заведомо невыгодный для государства характер, в статье 162 была предусмотрена ответственность за кражу имущества государства, статья 169 квалифицировала такое преступление как мошенничество.
Уголовное законодательство предусматривало более жесткое наказание за преступления против государственной собственности, по сравнению с преступлениями в отношении личного имущества.
Кража личного имущества, которая была совершена первый раз и не предусматривала сговора с иными лицами, предполагала наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок от трех до двенадцати месяцев, в то время как кража государственного имущества наказывалась двумя годами лишения свободы или годовыми принудительными работами.
Следствием коллективизации и голода в Советском Союзе стало ужесточение наказаний за покушение на социалистическую собственность. Особо тяжкие случаи такого рода в период правления Сталина предусматривали наказание в виде расстрела.
В 1947 году в социалистическом государстве были разграничены следующие виды собственности – государственная, личная и общественная. Государственная и общественная собственность получили приоритет при ее защите по сравнению с личной собственностью.
В частности, за расхищение социалистической собственности ответственность предполагалась в виде лишения свободы (7-10 лет).
Аналогичный подход был сохранен в 1960 году при принятии нового Уголовного кодекса.
В соответствии с дополнением к этому Кодексу была предусмотрена возможность применения смертной казни по отношению к тем лицам, которые совершили хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Отмена смертной казни за такие преступления пришлась на 1991 год, когда Россия сменила политический режим.